Профессиограмма защита в чрезвычайных ситуациях

Защита в чрезвычайных ситуациях | Специальности

Профессиограмма защита в чрезвычайных ситуациях

Направление 080502: «Защита в чрезвычайных ситуациях»
Срок обучения: 5 лет
Квалификация: «инженер»

1. Общая характеристика направления подготовки дипломированного специалиста

1.1. Квалификационная характеристика выпускника

Области профессиональной деятельности выпускника:

  • анализ и идентификация опасностей, защита человека, природы, объектов экономики и техносферы от естественных и антропогенных опасностей;
  • ликвидация последствий воздействия опасностей, контроль и прогнозирование антропогенного воздействия на среду обитания, разработка новых технологий и методов защиты человека, объектов экономики и окружающей среды;
  • обеспечение устойчивого и экотехнологического развития, управление воздействием на окружающую среду;
  • экспертиза безопасности, устойчивости и экологичности технологий, технических объектов и проектов;
  • организация и обеспечение безопасности на рабочем месте с учетом требований охраны труда.

Объекты профессиональной деятельности выпускника:

  • человек, опасности, связанные с человеческой деятельностью и опасными природными явлениями; потенциально опасные технологические процессы и производства;
  • методы и средства защиты человека, объектов экономики и среды обитания от опасностей и вредного воздействия;
  • методы и средства оценки опасностей, правила нормирования опасностей и антропогенного воздействия на среду обитания;
  • методы и приемы выполнения работ с учетом правил охраны труда.

Виды профессиональной деятельности выпускника:

  • научно-исследовательская;
  • проектно-конструкторская;
  • организационно-управленческая;
  • эксплуатационная.

Инженер подготовлен к решению следующих типов задач.

Научно-исследовательская деятельность:

  • участие в проведении научно-исследовательских работ, выполнении теоретических, расчетных и экспериментальных исследований, направленных на создание новых методов и систем защиты человека и среды обитания в чрезвычайных ситуациях;
  • проведение анализа негативных факторов и техногенного риска современного производства и технических систем;
  • участие в исследованиях по воздействию антропогенных факторов, стихийных явлений на промышленные объекты и окружающую среду в целях развития и совершенствования методов повышения надежности и устойчивости объектов экономики, локализации и ликвидации последствий аварий и катастроф.

Проектно-конструкторская деятельность:

  • определение зон повышенного техногенного риска в среде обитания;
  • выбор системы предупреждения чрезвычайных ситуаций, защиты человека и среды обитания применительно к отдельным производствам и предприятиям на основе известных методов и систем защиты;
  • выполнение расчетов с применением ЭВМ, связанных с выбором режимов функционирования защитных систем и отдельных устройств, разработка проектов защиты территорий и ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных природных явлений.

Организационно-управленческая деятельность:

  • осуществление мониторинга потенциально опасных объектов экономики и зон обитания;
  • расчет технико-экономической эффективности мероприятий, направленных на предупреждение и ликвидацию последствий аварий и катастроф для принятия экономически обоснованных решений;
  • осуществление взаимодействия с государственными службами, ведающими экологической и производственной безопасностью, защитой в чрезвычайных ситуациях;
  • участие в разработке проектов нормативных актов и нормативно-технической документации по предупреждению чрезвычайных ситуаций, проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ по защите в чрезвычайных ситуациях;
  • организация и проведение спасательных работ, ликвидации чрезвычайных ситуаций, проведение обучения рабочих, служащих и руководящих кадров в области проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ по защите в чрезвычайных ситуациях;
  • участие в проведении инспекций и оценке потенциально опасных объектов на соответствие требованиям гражданской защиты, правовым, законодательным и нормативным актам в области чрезвычайных ситуаций и гражданской защиты.

Эксплуатационная деятельность:

  • регламентация и осуществление эксплуатации средств защиты и проведение контроля состояния защитной и спасательной техники.

Выпускники могут в установленном порядке работать в образовательных учреждениях.

1.2. Возможности продолжения образования выпускника.

Инженер, освоивший основную образовательную программу высшего профессионального образования по направлению подготовки дипломированного специалиста, подготовлен к обучению в аспирантуре.

2. Требования к уровню подготовки абитуриента

2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента – среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование.

2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.

Источник: http://www.ssuwt.ru/speciality/zh

Профессиограмма спасатель мчс

Профессиограмма защита в чрезвычайных ситуациях

  • пользоваться индивидуальными спасательными средства;
  • оказывать медицинскую помощь при утоплениях, владеть приемами транспортировки утопающих, в том числе вплавь;
  • перемещаться в условиях затоплений на плавающих средствах и вплавь;
  • ориентироваться в сложных условиях затопления, проводить разведку района ЧС.

ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА:

  • выносливость;
  • выдержка и самообладание, в том числе при нахождении в воде;
  • целеустремленность;
  • решительность;
  • ловкость;
  • наблюдательность;
  • стрессоустойчивость, настойчивость и упорство в достижении цели.

Новизна (инновационность) разработанной профессиограммы заключается в ее ориентированности на конкретный вид деятельности спасения — ликвидацию последствий катастрофических наводнений.

Психология профессионализма / А.К. Макарова. — М. : Знание, 1996. — 308 с.REFERENCES

  1. Bigunets, V.D. (2004), Physiological and hygienic characteristics of professional rescue officers Russia, dissertation, St.-Petersburg, Russian Federation.
  2. Ed. Kovtunovich, M.G. (2007), Psychological training of rescuers: studies, Moscow, Russian Federation.
  3. Pyzhova, I.V. (2007), Continuous physical training rescuers in the water in the educational system «cadet student» at an early stage of professional education, dissertation, St.-Petersburg, Russian Federation.
  4. Makarov, A.K.

Учебный вопрос № 4. профессиограмма и психограмма профессиональной деятельности

Внимание

Спасатель Внимание Эффективность процесса непрерывного формирования прикладных двигательных навыков кадетов обеспечивается систематизацией процесса физического воспитания в интересах формирования профессиональных качеств студентов, обучающихся по специальности «спасатель», улучшением системы педагогической диагностики кандидатов для поступления в ВУЗ и конкретизацией средств контроля. занятий при непрерывном физическом воспитании автор предлагает строить методом комплексирования средств из различных разделов физического воспитания: бег, прыжки, футбол, специальные прикладные способы плавания и оказание помощи пострадавшему на воде и на суше. Таким образом, предложенная программа непрерывного воспитания кадетов и студентов не выходит за рамки образовательного процесса в начальный период обучения и скорее характеризует их адаптивность к учебной деятельности.

404 not found

Человек, желающий освоить данную профессию, должен иметь твердый характер, силу воли, ответственность, аккуратность, четкую коор¬динацию движений, быстроту реакций.

Медицинскими противопоказаниями являются нервные и психические заболевания, нарушение функций опорно-двигательного аппарата, заболевания сердечно-сосудистой и дыхательной систем, устойчивые нарушения зрения и слуха, хронические инфекционные заболевания, вредные привычки.

Уровень доходов спасателей в нашей стране не очень высок, обычно несколько уступает средней зарплате в промышленности (впрочем, на эту работу чаще идут не потому, что рассчитывают много заработать с ее помощью, а исходя из собственных интересов и убеждений).
Карьерные перспективы — стать командиром подразделения.

Спасатель

Характеристики Виды труда Обслуживание / Защита Проф.

направленность человек — человек / человек — техника Сферы деятельности Безопасность / Обслуживание Сферы труда Человек / Техника Описание труда Дежурный экипаж спасателей всегда находится в состоянии полной боевой готовности и по тревоге может собраться и выехать всего за одну минуту. Выезжают к месту происшествия обычно на специально оборудованной машине, оснащенной всем необходимым для проведения спасательной операции в экстремальных условиях. Свободное от вызовов время спасатели проводят в тренировках, в спортзале, испытывают и ремонтируют оборудование.
Но даже в периоды между дежурствами они должны быть постоянно доступны по мобильному телефону и, за исключением периода отпуска, не имеют права уезжать в такие места, откуда невозможно быстро вернуться.

«спасатель мчс. особенности профессии»

Научные описания (профессиограмма) деятельности спасателей по ликвидации последствий ЧС гидрологического характера обеспечит, с одной стороны, специальную направленность методики их подготовки внутри Министерства, а с другой — унифицирует методику подготовки спасателей различных специальностей. Успешное решение возложенных на спасателей задач будет зависеть от того, насколько они обладают основными профессионально-важными качествами (ПВК). Диссертационными исследованиями ученых доказано, что комплекс основных ПВК спасателя МЧС России составляют: работоспособность в условиях аварийной ситуации, способность действовать нешаблонно, умение принимать решение в короткие сроки изменяющейся обстановке, высокая эмоциональная устойчивость, способность сохранять самообладание и выдержку.

Профессиограмма спасателя мчс

Важно

Спасатель МЧС .Особенности профессии.

На современном этапе развития общества, науки, появления новых высоких технологий повышается риск возникновения масштабных катастроф, аварий, бедствий, в связи с чем особую остроту приобретает поиск ресурсных возможностей специалистов, участвующих в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, а именно — специалистов спасательных формирований. Так кто же он, спасатель? В общем смысле — тот, кто спасает кого-либо, спасатель — гражданин, подготовленный и аттестованный на проведение аварийно-спасательных работ (Федеральный закон от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей») В России профессиональным спасателем может стать гражданин, достигший 18 лет, подготовленный и аттестованный на проведение аварийно-спасательных работ.

Спасательная служба России создавалась в непростые для страны годы.

В современных условиях труд спасателей стал несравнимо сложнее, напряженнее и опаснее, так как повсеместно связан с применением различных технических средств, вооружения и специальной техники.

Работа частей связана со значительным физическим и нервно-психическим напряжением, вызванным высокой степенью личного риска, ответственностью за людей и сохранность материальных ценностей, с необходимостью принятия решения в условиях дефицита времени. Спасатель должен уметь пользоваться спасательным оборудованием, знать технику безопасности, уметь работать на высоте.

Необходимо обладать отличным здоровьем, высокой выносливостью, физической силой (не случайно для желающих поступить на такую службу проводится жесткий медицинский отбор).

Поскольку деятельность по ликвидации последствий катастрофических наводнений протекает непосредственно в водной среде или в соотношении с ней, совокупность навыков плавания, выстроенных на вертикали, образует тот стержень, каркас, который ложится в основу построения профессиограммы. Ключевые слова: профессиограмма, катастрофические наводнения, навыки плавания. DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.04.98.p117-122 PROFESSIOGRAME OF RESCUER ACTIVITY DURING THE CATASTROPHIC FLOODS AS AN ETALON OF PEDAGOGICAL PROCESS OF TRAINING TO APPLIED SWIMMING Oleg Evgenyevich Ponimasov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Military Institute of Physical Culture, branch of the Kirov Military Medical Academy, St.-Petersburg Sergey Valentinovich Nikolaev, the doctor of pedagogical sciences, professor, St.

Сотрудник мчс профессиограмма

Важное значение в профессиональной деятельности спасателей также имеют качества, характеризующие физическую выносливость, ответственность за принятие решений комплекс психофизиологических качеств, характеризующих концентрацию переключаемость внимания, эмоционально волевые качества, двигательные и психомоторные способности функции слухового и зрительного анализаторов [1]. В своих работах авторы исследуют структуру ПВК и выстраивают профессиограмму деятельности спасателей, как правило, с целью всестороннего развития, обучения и воспитания личности специалиста аварийно-спасательных служб и изучения организационно-педагогических условий его профессиональной подготовки [2]. Таким образом, организация профессионального обучения рассматривается как комплексный процесс создания и функционирования образовательных систем.

Источник: https://1privilege.ru/professiogramma-spasatel-mchs/

Профессиограмма защита в чрезвычайных ситуациях

Профессиограмма защита в чрезвычайных ситуациях

Их поиск начинается с уцелевших подвальных помещений, дорожных сооруже­ний, уличных подземных переходов, у наружных оконных и лестнич­ных приямков, околостенных пространств нижних этажей зданий; далее обследуется весь, без исключения, участок спасательных работ.

Люди могут находиться также в полостях завала, которые образуются в результате неполного обрушения крупных элементов и конструкций зданий.

Такие полости чаще всего могут возникать между сохранив­шимися стенками зданий и неплотно лежащими балками или плитами перекрытий, под лестничными маршами.

Спасение людей, попавших в завалы, начинают с тщательного осмотра завала, при этом устраняют условия, способствующие обру­шению отдельных конструкций. Далее пытаются установить связь с попавшими в завалы (голосом или перестукиванием).

Внимание Последнее для жителей не категорированных городов, сел и эвакуированного населения за пределами зон возможного радиоактивного загрязнения. Фонд защитных сооружений для рабочих и служащих (наибольшей работающей смены) создается на территории предприятий, а для остального населения — в районах жилой застройки.

Для защиты органов дыхания от вредных веществ, действующих в зонах поражения применяются индивидуальные средства защиты (ИСЗ). К ним относятся противогазы. На сегодня противогазы, созданные в России, по основным своим характеристикам не уступают, а в ряде случаев и превосходят зарубежные аналоги.

Противогазы нужны не только военнослужащим для защиты от отравляющих веществ в ходе боевых действий, они нужны и в мирные дни на предприятиях, изготавливающих или использующих в производстве аварийно химически опасные вещества.

— транспортировка к месту ЧС;

— разгрузка самолета и прибытие к месту ЧС;

— постановка задач;

— деление прибывших спасателей на рабочие группы;

— разведка на выделенном для работы объекте;

— проведение спасательных работ с использованием спецоборудования;

— ведение радиосвязи.

Продолжительность проведения спасательных операций 5-7 дней.

— погрузка самолета;

— транспортировка на аэродром МЧС России г.

Профессиограмма защита в чрезвычайных ситуациях техногенного характера

В частности, профессиограмма может включать в себя перечень психологических характеристик, которым должны соответствовать представители конкретных профессиональных групп.

ПРОФЕССИОГРАММА — документ, отражающий условия и содержательную обобщенную характеристику определенной профессии, требования (социальные, психологические и пр.

) к специалисту — носителю данной профессии и определение, исходя из этих требований, необходимых для данного вида деятельности качеств личности, составляющих основу профессиональной пригодности; ядром профессиограммы является психограмма.

Психограмма — важнейшая часть профессиограммы — характеристика требований, предъявляемых профессией (специальностью) к психологическим качествам человека.

Профессиограмма защита в чрезвычайных ситуациях природного и

Для этого проводят работы по:

— ограничению и приостановлению выброса АХОВ путем пере­крытия кранов и задвижек на магистралях подачи АХОВ к месту аварии, заделывание отверстий на магистралях и емкостях, перекачка жидкости из аварийной емкости в резервную;

— обваловывание мест разлива АХОВ, устройство ловушек при отсутствии обваловки или поддонов для емкостей;

— сбор разлившегося АХОВ в закрытые резервные емкости (при наличии обваловки или поддонов);

— постановка отсечных водяных завес на пути распространения облака зараженного воздуха (для снижения глубины его распростране­ния);

— изоляция зеркала разлива АХОВ пеной, поглощение ядовитых веществ адсорбентами.

После проведения этих мероприятий обеззараживают территории.

Важное значение при любых чрезвычайных ситуациях имеет инженерная защита населения.

Для объектов, не связанных с производством материальных ценностей (транспорта, связи, линий электропередач и т.п.), устойчивость определяется его способностью выполнять свои функции.

Под устойчивостью технической системы понимается возможность сохранения ею работоспособности в чрезвычайных условиях. Повышение устойчивости технических систем и объектов достигается в основном организационно техническими мероприятиями, которым всегда предшествуют детальные исследования устойчивости конкретного объекта.

На первом этапе исследования анализируются устойчивость и уязвимость его элементов в условиях чрезвычайной обстановки, а также оценивают опасность выхода из строя или разрушения элементов или всего объекта в целом.

— работа в специальной одежде;

— повышенная физическая нагрузка;

— неблагоприятное воздействие режимов труда и отдыха;

— информационная неопределенность;

— дефицит времени на анализ ситуации и принятие решения;

— ответственность за результаты деятельности, напряженность, возникающая в процессе межличностного взаимодействия спасателя и пострадавших;

— эмоциональная насыщенность переживаний, связанных с контактами с телами погибших;

— опасность для жизни.

Требования к общеобразовательной подготовке — не ниже высшего образования.

Требования к специальной подготовке.

Первоначальное (базовое) обучение проходят все спасатели МЧС России в установленные сроки.

Для каждого стихийного бедствия характерно наличие присущих ему поражающих факторов. Больше всего люди страдают от наводнений (40 % от общего уровня), ураганов (20 %), землетрясений и засух (15 %). На остальные виды стихийных бедствий приходится 10%.

Экологическая катастрофа – это стихийное бедствие, крупная производственная или транспортная авария (катастрофа), которые приводят к чрезвычайно неблагоприятным изменениям в среде обитания и, как правило, к массовой гибели живых организмов (птиц, рыбы, тюленей и других животных) и к значительному экономическому ущербу.

Чрезвычайные ситуации можно квалифицировать по природе возникновения на ситуации природного характера, техногенные и антропогенные.

Сами по себе чрезвычайные ситуации природного характера весьма разнообразны.

Закончив обучение, спасатели сдают экзамены и зачеты. При успешном завершении занятий им присваивается статус спасателя, выдаются книжка и жетон спасателя.

Первоначальное обучение спасателей включает в себя обязательное изучение материалов учебных программ:

— Базовая программа психологической подготовки спасателей на территории РФ.

— Программа подготовки спасателей РФ по оказанию первой медицинской помощи пострадавших при чрезвычайных ситуациях.

— Программа первоначальной противопожарной подготовки аварийно-спасательных формирований РФ.

Основной формой поддержания и повышения профессионального уровня спасателей МЧС России является непрерывное обучение без отрыва от производственной деятельности.

— локализацию и тушение пожаров, спасение людей из горящих зданий;

— розыск и вскрытие заваленных защитных сооружений, розыск и извлечение из завалов пострадавших;

— оказание пострадавшим медицинской помощи, эвакуация по­раженных в медицинские учреждения, эвакуация населения из зон возможного катастрофического воздействия (затопления, радиацион­ного и другого заражения);

— санитарная обработка людей, обеззараживание транспорта, тех­нических систем, зданий, сооружений и промышленных объектов;

— неотложные аварийно-восстановительные работы на промыш­ленных объектах.

Разведка в кратчайшие сроки должна установить характер и грани­цы разрушений и пожаров, степень радиоактивного и иного вида заражения в различных районах очага, наличие пораженных людей и их состояние, возможные пути ввода спасательных формирований и эвакуации пострадавших.

  • перемещаться в условиях затоплений на плавающих средствах и вплавь;
  • ориентироваться в сложных условиях затопления, проводить разведку района ЧС.

ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА:

  • выносливость;
  • выдержка и самообладание, в том числе при нахождении в воде;
  • целеустремленность;
  • решительность;
  • ловкость;
  • наблюдательность;
  • стрессоустойчивость, настойчивость и упорство в достижении цели.

Новизна (инновационность) разработанной профессиограммы заключается в ее ориентированности на конкретный вид деятельности спасения — ликвидацию последствий катастрофических наводнений.

Профессиограмма спасатель мчс

Психология профессионализма / А.К. Макарова. — М. : Знание, 1996. — 308 с.REFERENCES

Для своевременного и успешного проведения спасательных работ планируется проведение целого ряда неотложных мероприятий:

— устройство при необходимости проездов в завалах и на загряз­ненных участках; оборудование временных путей движения транспорта (так называемых колонных путей);

— локализация аварий на сетях коммунально-энергетических си­стем; восстановление отдельных поврежденных участков энергетиче­ских и водопроводных сетей и сооружений;

— укрепление и обрушение конструкций зданий и сооружений, препятствующих безопасному проведению спасательных работ.

В качестве спасательных сил используют обученные спасательные формирования, создаваемые заблаговременно, а также вновь сформи­рованные подразделения из числа работников промышленного объекта (подразделений гражданской обороны объекта).

Источник: https://juristmsk.com/professiogramma-zashhita-v-chrezvychajnyh-situatsiyah/

О вашем праве
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: