И более технические характеристики по 44 фз

Содержание
  1. Объект закупки по 44-ФЗ: понятие, характеристики, правила описания и возможность изменения его характеристик
  2. Понятие объекта закупки
  3. Правила и требования к описанию объекта закупки
  4. Источники для формирования описания
  5. Дополнительные требования при описании
  6. В чем заключается техническое задание
  7. Каталог товаров, работ, услуг
  8. Можно ли изменять характеристики объекта закупки с внесением изменений в документацию
  9. Как правильно описать объект закупки по 44-ФЗ
  10. Понятие и правила описания объекта
  11. Какие использовать характеристики в описании объекта закупки
  12. Что такое объект закупки по 44-ФЗ? Правила его описания и изменения характеристик
  13. Что такое объект закупки, и какими правовыми нормами он регулируется
  14. Правила описания объекта закупки
  15. Можно ли изменять характеристики объекта закупки
  16. Конкретные показатели товара при закупке работ и услуг
  17. С 1 января 2021 года конкретные показатели указываются только при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг
  18. Пока что предлагаю посмотреть свежее решение по делу 44-1150/20 о нарушении законодательства о контрактной системе Санкт-Петербургского УФАС
  19. Поступает жалоба и УФАС выносит решение: 
  20. Зао «сбербанк – автоматизированная система торгов»
  21. по делу 44-1150/20 о нарушении законодательства о контрактной системе
  22.             Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия УФАС) в составе:
  23. Улучшенные характеристики по 44-ФЗ
  24. Когда можно улучшить характеристики?
  25. Что является лучшим, а что нет?
  26. Когда характеристики менять нельзя?
  27. Диапазонные характеристики – указание в заявке по 44-ФЗ
  28. Особенности указания конкретных показателей
  29. На что обращать особое внимание

Объект закупки по 44-ФЗ: понятие, характеристики, правила описания и возможность изменения его характеристик

И более технические характеристики по 44 фз

Под описанием объекта закупки по 44-ФЗ подразумевается фиксация качественных и количественных характеристик, которые позволяют четко идентифицировать объект закупки. Для этого нужно руководствоваться правилами по ст. 33 44-ФЗ.

Понятие объекта закупки

Объект закупки по 44-ФЗ – это закупаемые товары, работы и услуги, которые отвечают потребностям заказчика.

Объект имеет определенные функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики.

Под функциональными характеристиками понимают основное назначение объекта закупки и условия его применения по целевому назначению.

Так, к функциональным характеристикам объекта закупки относят его пищевую ценность (энергетическую и биологическую), эстетические свойства (цвет, форма, запах и совершенство исполнения) и пр.

Под техническими характеристиками объекта закупки понимают конкретные параметры, конечные и исходные величины, физическую величину показателей, регламент и порядок действия при использовании объекта закупки.

Под качественными характеристиками понимают совокупность характеристик и свойств товаров, услуг и работ, которые обуславливают их возможность удовлетворять потребностям и запросам заказчика, соответствовать своему целевому предназначению и требованиям.

Эксплуатационные характеристики обеспечивают надежность и работоспособность объекта закупки, условия, которые ведут к его эффективной эксплуатации и прочности, долговечности и техническим параметрам, гигиеническим, объемно-планировочным, эстетическим, экономическим параметрам, стадиям жизненного цикла и пр.

Описанию объекта закупки по 44-ФЗ посвящена отдельная статья 33. Неправильное описание объекта закупки грозит заказчику административной ответственностью в виде штрафа в размере 50 тыс. р.

Правила и требования к описанию объекта закупки

К описанию объекта закупки по 44-ФЗ предъявляются следующие требования:

  • описание их объективного характера;
  • описание технических, функциональных и качественных характеристик;
  • описание эксплуатационных свойств.

В отношении объекта закупки недопустимо включать требования и указания на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования и патенты, полезные модели и промышленные образцы, наименования места происхождения товара или наименование производителя, требования к товарам, работам и услугам. Но данное ограничение можно устанавливать, если требования закупки при этом не ведут к ограничению численности участников закупки.

Но в законе есть некоторые исключения. Заказчик вправе указать перечисленные выше требования, если у него нет другого способа обеспечить точное и четкое описание характеристик объекта закупки или при выполнении работ и оказании услуг или же планируется использовать товары, поставка которых не является предметом контракта.

Обязательным условием при указании конкретной товарной марки является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент» за исключением случаев:

  1. Несовместимости имеющихся материальных ценностей у заказчика с иными товарами другой торговой марки и пр.
  2. При закупках запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, которые используются заказчиком по требованиям технической документации.

Например, в Постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 2021 года №Ф09-6596/16 суд встал на сторону заказчика, который не сделал в описании объекта закупки ссылку на возможность поставки эквивалента.

Заказчик уточнил, что не может закупить эквивалент, так как имеющееся оборудование не может работать с аналогами иных производителей.

Этот факт он подтвердил технической документацией по имеющемуся у него в распоряжении оборудованию.

При закупке лекарств заказчик вправе прописать товарный знак, если препарат вошел в перечень средств, закупаемых по торговым наименованиям, или если определенный препарат назначен по решению врачебной комиссии.

Заказчик не вправе указывать показатели объекта закупки, которых нет на рынке. Требования к объекту должны отвечать реальным потребностям заказчика и не содержать противоречий.

Например, заказчик был привлечен к ответственности по делу Новгородского УФАС России №1037/03 от 2015 года за то, что им были приведены необоснованные требования к ширине закупаемой ленты для медали.

В процессе проверки обоснованности предъявляемых требований суды учитывают несколько параметров:

  • не указывает ли приведенная совокупность требований на единственного поставщика;
  • представлены ли на рынке несколько производителей или поставщиков нужного заказчику товара;
  • обусловлены ли требования к товару необходимостью обеспечения взаимосвязи с оборудованием заказчиками или нормами законодательства;
  • были ли поданы заявки на участие в закупке.

Источники для формирования описания

На основании ст. 33 44-ФЗ при подготовке описания объекта закупки нужно использовать показатели, требования и условные обозначения, которые связаны с техническими характеристиками объекта закупки.

Если заказчиком при описании объекта не использовались официальные ГОСТы, установленные в законодательстве, о техническом регулировании терминов и условных обозначениях, то в закупочной документации должно содержаться официальное обоснование необходимости использования заказчиком иных показателей, требований и терминологии. Таким образом, по умолчанию заказчик обязан придерживаться официальных ГОСТов.

Для управления рисками, связанных с заказом для государственных и муниципальных нужд, требуется сохранять баланс между обеспечением своих потребностей и соблюдением норм законодательства.

При описании объекта закупки заказчик может ориентироваться:

  • на стандартизирующие и регулирующие документы;
  • на рекламные каталоги;
  • на исполненные контракты;
  • на официальные источники информации и данные статистики;
  • на результаты проведенного анализа рынка и коммерческих предложений;
  • на сведения из форумов, обзоров и статей;
  • на нормативно-технические, производственно-административные и справочные документы и пр.

Дополнительные требования при описании

Заказчик при описании объекта закупки вправе прописать дополнительные требования:

  1. Гарантийные сроки товаров, работ и услуг.
  2. Объем предоставления гарантийных обязательств (например, гарантийный период в течение 2 лет).
  3. Дополнительное указание на то, что товар должен быть новым и не подвергаться ранее ремонту.
  4. Дополнительное обучение лиц-работников заказчика, которые занимаются использованием и обслуживанием товара.
  5. Требования к затратам на эксплуатацию.
  6. Прочие требования, если это предусмотрено технической документацией на товар.

Не допускается включение в описание объекта закупки требования к участникам закупки: их деловой репутации, производственным мощностям и ресурсам и пр.

При закупке лекарственных средств заказчик должен прописать международные непатентованные наименования. В случае из отсутствия указываются химические или группировочные названия.

При указании дополнительных характеристик объекта закупки заказчику нужно быть предельно аккуратным, так как при отсутствии должного обоснования их практической ценности высоки риски для заказчика признания его требований необоснованными и избыточными.

При указании точных числовых характеристик при описании объекта закупки суды могут посчитать их правомерными, если дополнительно прописываются такие слова, как «не более», «не менее», «минимальный и максимальный».

Заказчик также вправе установить дополнительные требования к размерам, упаковке и транспортировке товара, если они не повлекут за собой ограничение конкуренции.

В чем заключается техническое задание

Для описания объекта закупки заказчик часто использует техническое задание, хотя законодательно такая обязанность для заказчика не предусмотрена. То есть оформление технического задания является правом заказчика.

Обычно в самом закупочном извещении заказчики только ссылаются на техническое задание, а уже в самом задании приводятся функциональные, качественные и технические характеристики объекта закупки.

В техническом задании содержится указание на следующее:

  1. Требуемые характеристики товара, работы или услуги.
  2. Количество или объем закупки.
  3. Сроки для исполнения контрагентом своих обязательств.
  4. Гарантии поставщика.

К техническому заданию можно прилагать планы, эскизы, спецификации, фотографии, требования к испытаниям, упаковке и пр. Документация может содержать и изображение товара, которое позволяет четко идентифицировать его и помогает участникам подготовить заявки на участие.

Техническое задание может использоваться на этапах:

  1. Планирования.
  2. Подготовки извещений и документации о закупках.
  3. Исполнения государственного контракта, отчетности и контроля.

Подготовка технического задания позволяет заказчику правильно рассчитать сроки и описать предмет закупки. В данном документе заказчику предоставляется возможность:

  • представить планируемый результат закупки;
  • исключить неправомерные и ошибочные требования;
  • спланировать этапы закупки и подписания контракта;
  • проверить товары, работы и услуги на соответствие требованиям стандарта;
  • произвести проверку закупки.

Каталог товаров, работ, услуг

Для повышения прозрачности сферы государственных закупок и недопущения необоснованного ограничения конкуренции через описание объекта закупки Правительством применяются принципы стандартизации подходов к описанию продукции. В этих целях был создан каталог товаров, работ и услуг по 44-ФЗ. В Постановлении Правительства от 2021 года №145 утвержден порядок формирования и ведения в ЕИС каталога, а также руководство по его использованию заказчиками.

В настоящее время в каталоге товаров, работ и услуг содержится более 25 тыс. наименований товаров, работ и услуг, а также приведены их технические параметры.

Заказчики по 44-ФЗ обязаны применять информацию из каталога по истечении 30 дней после добавления объекта в него или с даты начала обязательного использования.

Можно ли изменять характеристики объекта закупки с внесением изменений в документацию

Внесение изменений в документацию о закупке допускается по инициативе заказчика или по предписанию контрольного органа, а также по запросу от участника о даче пояснений.

На основании положений ФЗ-44 при внесении изменений в извещение о закупке и закупочную документацию не допускается изменять только два параметра: это размер обеспечения и объект закупки на участие в конкурсе и электронном аукционе (на основании ч. 4 ст. 49, ч. 6 ст. 63, ч. 6 ст. 65, ч. 4 ст. 71, ч. 6 ст. 74, ч. 7 ст. 87 44-ФЗ).

Но с учетом положений 44-ФЗ можно полагать, что заказчику допускается уточнение:

  • функциональных характеристик объекта;
  • его технических свойств;
  • качественных параметров;
  • эксплуатационных характеристик;
  • исправление технических ошибок и опечаток.

Но данный вопрос является спорным. Так, согласно разъясняющим письмам Минэкономразвития от 2015 года №Д28и-2869 и №ОГ-Д28-12765, заказчик при внесении изменений в аукционную документацию не вправе изменять функциональные, качественные и технические характеристики объекта закупки.

При изменении описания объекта закупки заказчик должен руководствоваться установленными сроками. Принять решение о внесении изменений в закупочную документацию при проведении электронного аукциона заказчик может за два дня до окончания периода для подачи заявок.

При этом требуется продлить сроки для подачи заявок. У участников должно остаться не менее 15 дней для отправки своих предложений при цене контракта более 3 млн р. и как минимум 7 дней при НМЦК менее 3 млн р.

Таким образом, заказчику по 44-ФЗ предоставлена определенная свобода при формировании требований к объекту закупки, если его действия являются обоснованными, соответствуют поставленным целям, и если соблюдены правила описания объекта закупки.

Заказчики при описании объекта обязаны пользоваться официальными понятиями, терминами и обозначениями, в противном случае, иное они обязаны обосновать документально.

(1 5,00 из 5)
Загрузка…

Источник: https://pravo.team/zakupki/44/obyekt.html

Как правильно описать объект закупки по 44-ФЗ

И более технические характеристики по 44 фз

Объект закупки по 44 ФЗ — это товар, работа или услуга, которые нужны госзаказчику. Если в ТЗ описать их неправильно, грозит штраф до 50 000 рублей.

Собрали в таблицу основные изменения в правилах описания объекта закупки по 44 ФЗ 2021 года:

Когда вступило в силу Что изменилось изменений
01.07.2021Добавили п. 8 ч. 1 ст. 33 44-ФЗЗакупочная документация в тендерах на строительные работы, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, которая утверждена по градостроительному законодательству.Исключение:
  1. Проектная документация по этому законодательству не готовится.
  2. Закупка проводится по ч. 16 и 16.1 ст. 34 44-ФЗ, в которых предмет контракта — проектирование объекта капстроительства.

Если включили проектную документации в закупочную документацию, это означает, что выполнили требования п. 1-3 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ.

01.07.2021Новая редакция ч. 4 ст. 33 44-ФЗСформулировали понятие гарантийных обязательств — это требования к гарантии качества товара, работы, услуги и требования к гарантийному сроку или объему предоставления гарантий.

Понятие и правила описания объекта

Описать объект закупки означает зафиксировать качественные и количественные его характеристики (стандарт), позволяющие идентифицировать объект. В статье 33 прописаны такие правила описания объекта закупки по 44-ФЗ:

1. Запрещено указывать показатели, которых нет у подобных товаров.

При описании нельзя указывать показатели, которых нет у аналогичных товаров. Требования к предмету закупки соответствуют реальной потребности заказчика. Характеристики прописывают одинаково для участников, без излишеств и противоречий.

К примеру, необоснованное требование к наградной продукции: ширина ленты для медали — 22 см. Это не позволило предложить к поставке товары, которые отвечали бы запросам заказчика (дело об административном правонарушении Новгородского УФАС России № 1037/03 от 04.03.2015).

2. Требуется указывать функциональные, качественные и эксплуатационные характеристики.

Это означает, что описание объекта закупки должно содержать максимальные или минимальные показатели и значения, которые не изменяются. К примеру: «Бумага для офисной техники. Формат А4. Плотность: не менее 80 г/м². Белизна: не менее 146%. Листов в пачке: 500».

Не допускается устанавливать требования:

  • к производителю;
  • к участнику;
  • к его деловой репутации;
  • к наличию у него производственных мощностей, трудовых, финансовых и других ресурсов, за исключением случаев, если возможность их установления предусмотрена 44-ФЗ, к примеру, при проведении конкурса или аукциона, который подпадает под нормы Постановления от 04.02.2015 № 99.

Вот пример качественных функциональных и экологических характеристик объекта закупки.

3. Нельзя указывать в описании товарные знаки и иные уникальные признаки (п. 1.1 ст. 33), требования, которые влекут за собой ограничение количества участников.

Делать это не обязательно, если:

  • товары, которые выпускаются под другими товарными знаками, несовместимы с товарами, которыми пользуется госзаказчик;
  • закупаются запчасти и расходные материалы к машинам и оборудованию, которыми пользуется заказчик, в соответствии с техдокументацией.

4. Необходимо использовать в описании показатели и термины, предусмотренные техническими регламентами и документами национальной системы РФ.

Иные показатели, требования, обозначения и термины используют, обосновав необходимость их применения в документации (п. 2 ч. 1 ст. 33 закона № 44-ФЗ).

Вот пример, что такое объект закупки по 44-ФЗ: «Хлебобулочные изделия из пшеничной муки вырабатывать в соответствии с ГОСТ 31805-2012, по рецептуре и технологической инструкции, которые согласованы и утверждены в установленном порядке, с соблюдением санитарных норм и правил».

5. При необходимости включать в описание спецификации, планы, чертежи, эскизы, гарантийный срок и обслуживание, необходимость монтажа, наладки и обучения лиц, которые используют и обслуживают оборудование.

К примеру: «Гарантийный срок асфальта: по земляному полотну — 8 лет; по основанию дорожной одежды — 6 лет; по верхнему слою покрытия — 4 года».

6. При покупке лекарственных средств обязательно указывать в описании их международное непатентованное наименование. А если оно отсутствует — химические, группировочные наименования, список которых доступен на сайте государственного реестра.

К примеру: «Лекарственное средство, группировочное название: Цефоперазон + [Сульбактам], лекарственная форма — порошок для приготовления раствора для внутривенного введения».

7. Допустимо заказывать новый товар, не бывший в употреблении или в ремонте.

Какие использовать характеристики в описании объекта закупки

Рассмотрим объект закупки с разных сторон в процессе описания товара, работы, услуги (функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики):

  1. Функциональные. Это способность предмета выполнять его основную функцию. Основное назначение и условия его использования по назначению.
  2. Технические. Определяют технические свойства предмета торгов. Конкретные параметры, исходные и конечные величины, регламент и порядок действий при поставке, выполнении работ, оказании услуг.
  3. Качественные. Совокупность свойств, характеристик, признаков, описывающих предмет закупки, и соответствие потребностям заказчика.
  4. Эксплуатационные. К ним относятся характеристики надежности и работоспособности предмета, условия, которые обеспечивают эффективную эксплуатацию: прочность, долговечность, объемно-планировочные, санитарно-гигиенические, экономические и эстетические характеристики.

Для наглядности приведем пример описания объекта закупки по 44 ФЗ, взятый из документации в ЕИС.

Что такое объект закупки по 44-ФЗ? Правила его описания и изменения характеристик

И более технические характеристики по 44 фз

Описание объекта закупки выступает обязательной частью любой закупочной документации. Такое описание приводится в техническом задании и позволяет максимально точно определиться с функциональными и техническими характеристиками товаров, работ и услуг.

Что такое объект закупки, и какими правовыми нормами он регулируется

Положения ст. 21, 23 и 31 ФЗ №44 разграничивают такие понятия, как «объект закупки» и «описание объекта закупки». Под объектом закупки понимается наименование товара, работы, услуги, которые закупаются заказчиком для обеспечения своих потребностей.

Тогда как описание предполагает придание определенных характеристик и показателей объекту закупки по 44-ФЗ, в результате чего появляется возможность установления поставщиками соответствия закупаемого товара, работы, услуги требованиям, прописанных заказчиком.

Заказчик при описании объекта закупки в технической документации перечисляет все технические, эксплуатационные и качественные характеристики закупаемой продукции, которую он хотел бы получить в итоге, а также перечень необходимых смежных услуг по монтажу, обучению работе и пр.

Заказчик обычно приводит описание объекта в техническом задании, хотя составлять такой документ совсем необязательно по 44-ФЗ.

Правила составления такого описания регламентированы статьей 33 44-ФЗ. Стоит обратить внимание, что при неправильном описании объекта закупки заказчику грозит штраф в размере 50000 р.

Правила описания объекта закупки

При составлении описания объекта закупки заказчику следует ориентироваться на перечень требований по 44-ФЗ. Необходимую ему информацию о нужных характеристиках товаров заказчик может почерпнуть из актуальных ГОСТов, сведений из ранее подписанных контрактов, общедоступных источников и коммерческих предложений, полученных от производственных предприятий и торговых фирм.

Законодательно прописаны следующие требования, которыми следует руководствоваться заказчику:

  1. Он должен использовать объективное описание: не должно включать указания на конкретные товарные знаки, производителя продукции или страну производства. То есть не допускается прописывать любые уникальные характеристики товара, работы, услуги, которые могут привести к ограничению числа участников. При необходимости внесения таких сведений заказчик должен сделать оговорку, что допускается поставить эквивалент. Упоминание об эквиваленте не является обязательным в случае несовместимости материальных ценностей товара с объектами иной идентификации либо при закупках расходных материалов к машинам и оборудованию, которое применяется заказчиком по технической документации. В остальных случаях недопущение к поставкам аналогов является противозаконным.
  2. При формировании объекта закупки можно использовать только общепринятые  в соответствии с российским законодательством термины и обозначения.
  3. Объект закупки допускается дополнять различными чертежами, фотографиями и схемами, которые смогут лучше разобраться в характеристиках товаров и услуг.
  4. При закупках медикаментов нужно указывать международное непатентованное наименование лекарства. Если такое отсутствует, то нужно прописать группировочное химическое наименование по государственному реестру.
  5. Заказчик не вправе устанавливать требования к производителю и участнику закупки, его деловой репутации и наличию финансовых и трудовых ресурсов, производственных мощностей, кроме тех случаев, когда возможность установить требования оговорена дополнительно.

Указанные требования могут не выполняться, если не имеется другого способа для описания характеристик объекта закупки или если при выполнении работ и оказании услуг предполагается использовать товары, которые не выступают предметом контракта.

При описании объекта закупки заказчиком могут использоваться следующие характеристики:

  1. Качественные, которые представляют совокупность свойств и признаков, описывающих объект закупки в соответствии с потребностями заказчика.
  2. Технические, которые определяют технические свойства предмета торгов, конкретные параметры, исходные величины, порядок действий в процессе поставки, выполнения работы или оказания услуги.
  3. Эксплуатационные, к которым можно отнести конкретные характеристики по надежности и работоспособности закупаемого объекта: например, параметры прочности, санитарно-гигиенические показатели, эстетические свойства.
  4. Функциональные, которые заключаются в способности объекта выполнять основную функцию.

Техзадание на закупку должно содержать дополнительное пояснение, что поставляемый товар должен быть поставлен новым или не иметь следов эксплуатации.

В процессе описания объекта закупки нужно учитывать, что, с одной стороны, оно должно быть максимально детальным, а с другой – если к объекту закупки предъявляется слишком много требований, то поставщик может обратиться с жалобой в ФАС на то, что к продукции предъявляются избыточные требования.

Заказчика в последнем случае можно привлечь к ответственности за предпринятую попытку ограничения конкуренции, если он не сможет подтвердить необходимость характеристик.

Например, согласно судебному решению, было признано незаконным требование об установлении ширины наградной продукции в 22 см.

Заказчик имеет право устанавливать такие дополнительные требования к объекту закупки, как гарантийный срок, объем гарантийного сервиса, необходимость пуско-наладочных работ, обучение персонала работе с оборудованием и пр.

, а также иные требования, если это предусмотрено техдокументацией на товар.

Для соблюдения всех законодательных требований заказчику следует грамотно составить описание объекта.

При этом ему следует придерживаться таких рекомендаций:

  1. Заказчику следует учесть все особенности закупаемой продукции и оказываемых услуг.
  2. Под составленное заказчиком описание должны подходить минимум две разные модели товара. Слишком детальное описание характеристик объекта закупки может привести к тому, что такой товар не подойдет ни под одно описание производимых изделий.
  3. Единицы измерения должны быть правильными. Например, не допускается указание “м” вместо “кв.м” или “мм” вместо “м”.
  4. Прописываются параметры объекта закупки, которые можно проверить без проведения лабораторных исследований или привлечения спецоборудования.
  5. Если товар отвечает требованиям ГОСТа, то нужно указать в закупочной документации его номер, а не переписывать положения стандарта. В случае указания конкретного ГОСТа нужно следить, чтобы перечисленные в извещении характеристики объекта закупки ему не противоречили.
  6. Характеристики объекта закупки не должны иметь субъективного характера (например, не допускается использование формулировок «лучше», «хуже»).
  7. Запрещается указывать торговые знаки без ссылки на то, что допускается поставить аналоги.
  8. Не стоит копировать информацию о товаре из разных сайтов в интернете, так как информация здесь может быть неактуальной и недостоверной.

Заказчики нередко допускаются ошибки при описании объекта закупки. Но иногда жалобы участников рассматриваются в судебном порядке или в ФАС, так как ситуации являются спорными. Примерами спорных ситуаций и результаты их рассмотрения такие:

  1. Заказчик указал товарный знак без указания ссылки на возможность поставки эквивалента. В суде он привел доказательства того, что поставка аналога в данном случае недопустима, так как объект закупки будет применяться для работы с конкретным оборудованием, и для работы с эквивалентом оно не совместимо. Суд в данной ситуации принял позицию заказчика.
  2. Заказчиком не были установлены конкретные характеристики товара, в чем ФАС увидел нарушение положений ст. 33 44-ФЗ, в котором сказано, что в документации необходимо привести конкретные технические, а также качественные характеристики поставляемой продукции.
  3. Противоречивые требования к товарам было расценено ФАС как прямое нарушение ч. 1 ст. 50 44-ФЗ, а также норм КоАП.
  4. Излишне предъявляемые требования к товару были усмотрены судом в том, что заказчиком были установлены требования к материалам, из которых должен состоять закупаемый товар.

При оценке правомерности действий заказчика судами и антимонопольной инстанцией принимается во внимание такие условия:

  • не указывают ли сведения о товаре по технической документации на единственного поставщика или производителя;
  • есть ли сведения о том, что товар производят одновременно несколько компаний;
  • обусловлены ли требования к товару закупкой запчастей и расходных материалов для конкретного оборудования;
  • приведут ли установленные требования к ограничениям числа участников;
  • были ли поданы заявки или запросы от участников закупки.

В случае когда поставщику непонятны требования к закупаемому товару, он может обратиться к заказчику за разъяснениями. Ответ на его запрос должен поступить в двухдневные сроки. Но при обнаружении нарушений поставщик может пожаловаться на заказчика в ФАС.

Для повышения прозрачности закупочной деятельности и снижения коррупционных рисков путем введения единых наименований Правительство в последнее время стандартизирует подходы к описанию предполагаемой к закупке продукции.

Для этого Постановлением Правительства №145 был утвержден порядок формирования и ведения в ЕИС каталога и правил по его использованию.

В 2021 году каталог активно дополнялся новой информацией, и сегодня в него включены сведения о более чем 25000 наименованиях товаров, работ, услуг и описаний их характеристик.

Если указанная в каталоге информация является обязательной, то заказчики должны применять ее. По общим правилам применять сведения при описании закупки заказчики должны по истечении 30 дней после ее добавления.

Можно ли изменять характеристики объекта закупки

По нормам 44-ФЗ заказчик имеет право на заблаговременное изменение закупочной документации.

Согласно положениям ФЗ-44 от 2013 года, при внесении изменений в извещение о закупке и документацию о закупке не допускается изменение закупочного объекта и размера обеспечения заявок на участие в электронных аукционах и конкурсах. Это требования подтверждаются ч. 4 ст. 49, ч. 6 ст. 63, ч. 6 ст. 65, ч. 4 ст. 71, ч. 6 ст. 74, ч. 7 ст. 87 44-ФЗ.

В законе не содержится указаний относительно того, что не допускается изменять применительно в отношении объекта закупки: наименование, описание или же количество.

С учетом положений 44-ФЗ ряд экспертов полагает, что уточнение технических, функциональных, качественных и эксплуатационных характеристик объекта (в частности, исправление технических ошибок и опечаток) не является нарушением законодательства о контрактной системе.

Но, согласно разъясняющим письмам Минэкономразвития (№Д28и-2869 и ОГ-Д28-12765 от 2015 года), заказчику запрещено вносить подобные изменения в закупочную документацию.

Позиция о недопустимости внесения любых изменений обусловлена следующим. Согласно ч. 3 ст. 21 ФЗ-44, в план-график может быть включена информация в отношении каждой закупки, в том числе приводится описание объекта закупки.

Соответственно, если указанные сведения изменяются, то считается, что закупка не соответствует плану-графику и недопустима.

Таким образом, к описанию поставляемого товара или услуги следует подойти максимально ответственно. Грамотно составленное описание служит гарантией того, что заказчик получит нужные ему товары, работы и услуги, и закупка не будет оспорена в суде или ФАС.

Согласно 44-ФЗ, под описанием объекта закупки выступает фиксация его качественных и количественных характеристик, которые позволяют четко идентифицировать объект закупок. Для установления требования к закупаемому объекту заказчику следует сохранять баланс между обеспечением собственных потребностей и требований закона.

Действия заказчика могут иметь определенную свободу, если они имеют под собой обоснования и соответствуют целям закупочной деятельности.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/goszakupki/44/obekt.html

Конкретные показатели товара при закупке работ и услуг

И более технические характеристики по 44 фз

Как мы помним, с 1 января 2021 года вступили в силу положения Федерального закона от 27.12.2021 N 449-ФЗ, которые, в том числе, изменили требования к составу заявки на участие в закупке.

В общем намерения были, как всегда, самые благие, но получилось как всегда.

Итак, до 1 января 2021 года при проведении закупок работ и услуг конкретные показатели товара указывались в заявке при осуществлении закупки работы или услуги, для выполнения, оказания которых используется товар.

С 1 января 2021 года конкретные показатели указываются только при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг

И вот по этому поводу в сообществе заказчиков и поставщиков разгорелись жаркие споры. Что считать поставляемым товаром? Как отличить закупку работ и услуг где товары поставляются от той, где не поставляются?

К примеру, возьмем текущий ремонт здания (без проектной документации). Есть ведомость объемов работ, смета, перечень строительных материалов. Считать ли их поставляемыми при выполнении работ? Требовать ли указать конкретные показатели и страну происхождения? Ведь все эти строительные материалы в результате останутся у заказчика.

Или все же в данном случае эти товары не считаются поставляемыми и в заявке достаточно лишь согласия? Еще один пример — услуги по ремонту автомобиля. Есть перечень работ, а также перечень запасных частей, расходных материалов, которые будут установлены на автомобиль в процессе ремонта.

Эти товары считаются поставляемыми или нет?

Мое мнение по этому поводу на сегодняшний день следующее. В данных примерах товары не поставляются, требовать указывать конкретные показатели и страну происхождения товара не нужно, достаточно только согласия. Почему? Ну давайте рассмотрим текущий ремонт здания.

В процессе ремонта нужно покрасить стены краской, в техническом задании указано, какая требуется краска. Но в данном случае краска не поставляется, заказчику краска не передается, заказчик принимает результат работ — покрашенную стену.

Полимеризованная субстанция, нанесенная на стену — это не краска, это результат ее использования.

Посмотрим, как будут развиваться события дальше, практику рассмотрения дел в УФАС, судебную практику и т.д. С течением времени картина станет яснее. Хотя, с учетом новых инициатив по изменению Закона № 44-ФЗ ситуация может стремительно измениться.

Пока что предлагаю посмотреть свежее решение по делу 44-1150/20 о нарушении законодательства о контрактной системе Санкт-Петербургского УФАС

Заказчик проводит закупку на техническое обслуживание систем вентиляции и кондиционирования, в техническом задании огромное количество различных товаров и материалов, заказчик требует указать конкретные показатели товара и страну происхождения товара.

Поступает жалоба и УФАС выносит решение: 

«Вместе с тем, ни положениями технического задания, ни условиями проекта государственного контракта документации об аукционе не предусмотрена поставка товара в рамках проводимой закупки, следовательно, требование о предоставлении сведений о конкретных показателях товаров является неправомерным.При установленных обстоятельствах Комиссия УФАС приходит к выводу, что в действиях Заказчика усматривается нарушение ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе, а данный довод жалобы является обоснованным.»

  ФГБУ «Российская национальная библиотека»Садовая ул., д. 18,Санкт-Петербург, 191069тел.: (812) 718-85-16

Зао «сбербанк – автоматизированная система торгов»

Большой Саввинский пер., д. 12, стр. 9,Москва, 119435факс: (495) 787-29-98ООО «Легал»пр. Королева, д. 59, корп. 2, лит. А, кв. 357,Санкт-Петербург, 197350тел.: (911) 034-60-22

по делу 44-1150/20 о нарушении законодательства о контрактной системе

25.02.2021                                                                                            Санкт-Петербург

            Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия УФАС) в составе:

            в присутствии представителей:

            ФГБУ «Российская национальная библиотека» (далее – Заказчик):

            ООО «Легал» (далее – Заявитель):

Источник: https://44fzrf.ru/konkretnye-pokazateli-tovara-pri-zakupke-rabot-i-uslug/

Улучшенные характеристики по 44-ФЗ

И более технические характеристики по 44 фз

С ситуациями, при которых требуется изменить предмет контракта, эксперты консультационного центра “Закон.гуру” знакомы не понаслышке. Подобные вопросы поступают в центр постоянно уже на протяжении многих лет. В настоящей статье мы разберем:

  1. случаи, при которых заказчик по согласованию с поставщиком может внести изменения в контракт в части замены одного товара (работы, услуги) на другой, имеющий улучшенные характеристики; 
     
  2. какие характеристики являются действительно улучшенными, а какие нет?
  3. как на изменение характеристик смотрят проверяющие?
  4. ситуации, при которых заказчик с поставщиком ни при каких обстоятельствах не могут (не вправе) подписать дополнительное соглашение контракту о замене предмета на улучшенный;
  5. ответственность заказчика и поставщика за подписание соглашения об изменении предмета контракта в случаях, не предусмотренных Законом № 44-ФЗ. 

Надеемся, что материал, изложенный в статье, окажется полезным читателю. При возникновении дополнительных вопросов по данной теме читатель может адресовать их нам в ветке коротких консультаций “Вопрос-ответ” или, вступив в нашу закрытую группу в WhatsApp, задать его непосредственно. 

Когда можно улучшить характеристики?

Изменение предмета контракта на иной, имеющий улучшенные характеристики, возможно только при исполнении контракта. При заключении контракта предмет менять недопустимо. Поэтому, если поставщик изначально понимает, что он не сможет поставить предложенную им продукцию, то не стоит убеждать заказчика сразу заключить контракт с измененным предметом. 

Если заказчик согласится с данным предложением, то не только заказчик, но и поставщик могут быть привлечены к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.

32 КоАП РФ за заключение контракта на иных условиях, нежели чем были предусмотрены документацией о закупке и заявкой участника.

Административный штраф в указанном случае составляет 1 % от НМЦк и накладывается на обе стороны (для заказчика максимальный штраф составляет 30 000 рублей, а для поставщика (юридическое лицо) – 300 000 рублей. 

Если заказчик откажется от предложения участника, что, собственно говоря, верно и правильно с точки зрения Закона № 44-ФЗ, то поставщик, настаивая на своем может “угодить” в РНП за уклонение от заключения контракта.

Поэтому, понимая невозможность исполнения контракта на предложенных условиях поставщик должен всегда подписать контракт, а уже потом решать данные вопросы (например, путем подписания соглашения о расторжении контракта или применив по соглашению с заказчиком ч.7 ст.95 Закона № 44-ФЗ).

Изменить предмет контракта на улучшенный можно во всех случаях заключения контракта по Закону № 44-ФЗ: способ закупки, по результатам которого заключается контракт, значения не имеет; наличие или отсутствие в контракте соответствующего условия о праве сторон на изменение контракта также не является препятствием к подписанию дополнительного соглашения к контракту об изменении предмета на улучшенный (т.к. ч.7 ст.95 Закона № 44-ФЗ не ставит под условие применения данной нормы в зависимости от содержания контракта). Соответственно предмет может быть изменен как в контракте, заключенном по результатам конкурентной процедуры закупки, так и в контракте, заключенном по результатам закупки у единственного поставщика вне зависимости от текста контракта. Менять предмет можно как в случае поставки товаров, так и в случае выполнения работ, оказания услуг.

Что является лучшим, а что нет?

Основное правило, которое следует запомнить:

Улучшать товар, работу, услугу, предусмотренные в контракте, можно только по тем характеристикам, которые предусмотрены в таком контракте. Если новый товар (работа, услуга) лучше по характеристикам, которые в контракте не закреплены (а, например, содержаться в технических паспортах изделий), то это не является основанием для подписания дополнительного соглашения в части изменения предмета.

Приведем условный пример. Заказчик покупает принтер Саnon со скоростью печати одной страницы равной 3 секунды. Поставщик предлагает изменить поставляемый принтер на принтер компании HP, скорость печати у которого 1 страницы составляет всего 1 секунду. При этом остальные характеристики принтера HP аналогичны тем, что закреплены в контракте по принтеру Сanon.

Очевидно, что принтер HP лучше принтера Canon. Однако, если характеристика по скорости печати одной страницы не была указана в тексте контракта (т.е. изначально не была предусмотрена заказчиком в техническом задании) и содержится только в технических паспортах данных изделий, то подписывать дополнительное соглашение к контракту об изменении предмета в данном случае недопустимо.

Изменять предмет можно тогда, когда одна или несколько характеристик нового товара (работы, услуги) лучше, чем те, которые закреплены в контракте. При этом остальные характеристики не должны ухудшаться. Важно также заметить, что при изменении предмета не должен меняться вид закупаемого товара (работы, услуги). Он должен оставаться прежним.

Например, недопустимо вносить изменения в контракт, предметом которого выступает поставка настольных ПК, изменив предмет на поставку ноутбуков (принимая во внимание, что ноутбуки легче и лучше, чем настольные ПК). Настольные ПК можно менять только на настольные ПК, имеющие улучшенные характеристики, а не на ноутбуки и моноблоки, т.к.

это полностью другой предмет, а не тот же, имеющий улучшенные характеристики.

Какие характеристики являются улучшенными стороны определяют самостоятельно.

Однако, нужно понимать, что контролирующие органы настороженно относятся к любым дополнительным соглашениям, подписываемым сторонами, усматривая в них возможные злоупотребления и ограничение конкуренции.

Так, например, отдельные региональные УФАС считают недопустимым подписания дополнительных соглашений к контракту, если изменяются характеристики продукции, которые в техническом задании заказчика были изначально указаны конкретно. 

Например, в техническом задании заказчика было указано, что цвет поставляемого товара должен быть желтым (поставка автомобиля желтого цвета). Участник, подавая заявку, согласился с указанным цветом и заключил контракт на соответствующих условиях.

В ходе исполнения контракта стороны подписывают дополнительное соглашение к контракту о том, что поставляемый автомобиль будет не желтого цвета, а черного. Иными словами, характеристика по цвету была изначально установлена с тем расчетом, чтобы уменьшить количество подаваемых на аукцион заявок, т.к.

желтый цвет автомобиля не является ходовым и не все участники готовы его поставить. Если бы заказчиком изначально было бы указано, что ему требуется автомобиль черного цвета, а не желтого, то участников было бы намного больше.

Подписывая дополнительное соглашение об изменении характеристик, которые в техническом задании были указаны в виде конкретных значений, стороны рискуют быть привлечены к административной ответственности, обжаловать которую придется суде. Поэтому перед подписанием дополнительного соглашения нужно обязательно взвесить все “за” и “против”.

Когда характеристики менять нельзя?

В практике закупок есть ситуации, при которых изменять характеристики закупаемой продукции недопустимо, даже если они действительно являются улучшенными. Приведем примеры:

Нормирование. На день подготовки настоящей статьи к публикации органы власти, органы местного управления, осуществляющие функции ГРБС или учредителя бюджетного учреждения, обязаны принять нормативные акты, определяющие требования к отдельным видам товаров, работ, услуг. Об этом мы уже писали в одной из наших статей.

Характеристики закупаемой продукции, установленные в таких актах, являются строго обязательными для заказчика, т.е. он просто не может принять иную продукцию, выходящую за те значения по характеристикам, которые установлены в соответствующем акте.

Соответственно подписание любых соглашений об изменении товара (работы, услуги) должно осуществляться с оглядкой на акты о нормировании.

Импортозамещение. Например, приказ Минфина России от 04.06.

2021 № 126н, которому мы посвятили отдельную статью, устанавливает запрет на изменение страны происхождения товара, если при закупке такого товара было установлено действие данного приказа (за исключением случаев изменения страны, когда страной происхождения нового товара будет являться страна, входящая в ЕАЭС). Следовательно улучшенные характеристики в данном случае имеют второстепенное значение и применение положений ч.7 ст.95 Закона № 44-ФЗ невозможно при несоблюдении требований о стране происхождения товара.

Остались вопросы?Получите ответы на них прямо сейчас в закрытой группе WhatsApp!

Удачных закупок!

Источник: https://44fz.ru/article/uluchshennye-harakteristiki-po-44-fz/

Диапазонные характеристики – указание в заявке по 44-ФЗ

И более технические характеристики по 44 фз

Частой причиной отклонения заявок на участие в государственных закупках бывает неверное указание характеристик предлагаемого товара. В техническом задании заказчик указывает диапазонные значения параметров. Потенциальный поставщик же должен предоставить конкретные показатели. С этим нередко возникают сложности.

Особенности указания конкретных показателей

В соответствии с частью 1 статьи 33 44-ФЗ заказчик обязан в закупочной документации указать требуемые функциональные, качественные и технические характеристики закупаемого объекта.

По нормам части 2 той же статьи разрешено устанавливать минимальные и максимальные значения таких характеристик.

При этом в своей заявке участник должен прописать точное значение параметра, которое укладывается в заданный заказчиком диапазон.

В документации к каждой закупке прикладывается инструкция. В ней указаны особенности чтения знаков препинания, используемых в описании закупаемого объекта, а также правила составления заявки.

Основной ошибкой потенциальных поставщиков может оказаться невнимательность. Диапазонные значения показателей нередко прячутся за словами «и», «или», «не более», «не менее» и подобными. Чтобы не допустить ошибку рекомендовано не копировать описание объекта из ТЗ и вставлять его в свою заявку, а набирать его собственноручно, уточняя все диапазонные показатели.

На что обращать особое внимание

При составлении технического задания заказчик имеет право указывать товарные знаки с указанием «или эквивалент». Эта фраза не должна попасть в итоговое предложение. Поставщик указывает конкретную марку предлагаемого товара или не пишет ее вовсе. 

Указание материала и цвета 

Пытаясь завуалировано ограничить конкуренцию, заказчики составляют сложные описания объектов. К примеру, часто под союзом «и» они понимают «или». В техническом задании написано «черенок, материал: бук и береза, 100 штук».

Некоторые поставщики могут подумать, что нужны и буковые и березовые черенки и оставить описание так, как оно написано у заказчика. Такой вариант возможен, но тогда в своем предложении поставщик должен точно указать, какое количество буковых и березовых черенков.

Тогда предложение участника будет выглядеть следующим образом: «черенок, материал бук – 50 штук, материал береза – 50 штук». Оснований для отклонения такой заявки у заказчика не будет. 

Аналогичным способом иногда указывают цвет и другие подобные характеристики. Вместо союза «и» может стоять «,», которую тоже нужно расценивать как «или». К примеру, «плитка, цвет: синий, белый». В заявке должен фигурировать только один цвет. 

Температурные диапазоны 

Частые споры возникают по поводу указания температур в заявке. В реальности многие характеристики невозможно указать точно, не используя диапазонные значения. К примеру деталь эксплуатируется при температуре от -30 градусов до +30 градусов. Иногда заказчики отклоняют заявки с таким указанием параметра. Это незаконно и такое решение нужно обжаловать. Но на это уходят силы и время. 

Лучше предотвратить ошибочные действия заказчика. Для этого диапазоны температур и других похожих характеристик, например, давления, мощности и т.д., лучше указывать следующим образом: «минимальное значение температуры -30 градусов, максимальное значение температуры +30 градусов».  

Другие диапазонные параметры 

На диапазонное значение могут указывать следующие надписи: «от», «до», «-». Например, «доска толщиной 10-20 мм». В заявке поставщику следует прописать конкретное значение: «доска толщиной 15 м».

Сложности часто возникают и при указании параметров вида «10 см ± 5 см». С одной стороны величина «± 5 см» означает допуски, которые возможны при производстве деталей агрегатов. С другой стороны такое значение параметра может быть расценено, как неконкретное.

В этом случае нужно внимательно читать инструкцию. Если в ней указывается, что в заявке можно оставлять значения со знаком «±», то пишут «10 см ± 5 см».

Если в инструкции нет указаний на этот символ или четко прописано, что его употреблять нельзя, то придется писать в предложении «10 см».

Что делать в спорной ситуации

Когда в описании закупаемого объекта указаны диапазонные значения и правила их написания не рассмотрены в инструкции, нужно подать запрос на разъяснение документации. Заказчик обязан разъяснить, как именно в заявке нужно указать характеристики. 

В ситуациях, когда заказчик неправомерно отклоняет заявку из-за указания диапазонных значений, необходимо подавать жалобу в ФАС. При этом потенциальному поставщику придется доказать, что рассматриваемый параметр нельзя прописать точной цифрой. Помочь в этом могут ГОСТы, технические регламенты, официальные комментарии производителя товара. 

При формировании заявки поставщик должен быть предельно внимательным. Достаточно оставить в итоговом предложении один союз «или» и его заказчик отклонит. Поэтому перед отправкой документа на ЭТП необходимо перепроверить его несколько раз, а все спорные моменты уточнять у организатора закупки.

Источник: https://GoszakupkiRF.ru/instruktsii/275-diapazonnye-kharakteristiki

О вашем праве
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: