Глоссарий художественно постановочной частью

Технический директор театра ARTиШОК Ярослав Корчевский – о нетворческой составляющей театрального процесса и о том, чем завпосты независимых театров отличаются от своих коллег из государственных.

Ярослав Корчевский. Фото Дианы Балаян

Это интервью было записано почти два года назад и, видимо, ждало грандиозного повода для публикации. Повод прогремел: алматинский театр ARTиШОК в конце августа запустит курс для осветителей как часть проекта ТЕАТР КАК ПРОФЕССИЯ.

Педагогом курса будет технический директор (завпост – слово все-таки из несколько другой вселенной) театра Ярослав Корчевский. Именно он – герой этой публикации.

Сокращение «завпост» – заведующий постановочной частью – досталось театрам в наследство от советской страсти к аббревиатурам. Зрители не знают завпостов в лицо и не несут им цветы на премьерах, но только при их активном участии может родиться по-настоящему качественно собранный спектакль.

В штатном расписании не каждого театра есть позиция завпоста, но обязательно есть тот человек, который сочетает в себе таланты технолога, изобретателя, экономиста и организатора. В первом независимом театре страны ARTиШОКе такая должность называется – технический директор.

Слово Ярославу.

О должности

У меня нет высшего образования. Я окончил колледж по специальности «экономист-бухгалтер». Случайно в театр попал.

Я был знаком с Галей и с Вероникой (Галина Пьянова, Вероника Насальская, основатели театра ARTиШОК), мой друг Ваня Беседин когда-то давно познакомил нас.

И в какой-то момент мы сидели с Вероникой где-то, и выяснилось, что им нужен был человек, а мне как раз была нужна работа.

У моей должности в театре не было никакого названия. Я пришел решать всякие технические вопросы и вести звук. Это был 2010 год. Мне было 24 года.

Обязанности мои со временем разрослись в силу того, что сам театр разросся.

Но по сути они остались даже через много лет теми же самыми: я отвечаю за всю техническую составляющую и частично – за хозяйственную. Если в обычных театрах (государственных) завпосты не занимаются хозяйственными делами, чаще всего, то я здесь – да.

В ARTиШОКе же все занимаются всем, поэтому и я занимаюсь всем.

О работе над спектаклем

Подготовка к любому спектаклю начинается с того, что сначала решается в целом вопрос по сценографии, то есть – как все будет организовано, что для этого требуется, какие будут декорации, насколько это возможно реализовать, насколько допустимо при измененной рассадке зала изменить звук, и так далее. Потом это все воплощается. Мы с Антоном (Антон Болкунов, главный художник театра ARTиШОК) иногда что-то специально заказываем, иногда сами делаем.

Перед перформансом “Кочевники, идите к морю”

Что касается звуковой части, то подбираются совместно с режиссером какие-то фонограммы либо композитор пишет звук. Я это все в процессе воспроизвожу. Если дело не касается технической стороны, то я, чаще всего, не сильно влияю на спектакль. Я в творческую составляющую стараюсь не лезть, когда есть кому это делать.

Мой рабочий день может выглядеть по-разному. Хотя редко бывают какие-то «окна», когда мне нечего делать. Чаще всего с утра я еду на базар или еще куда-то купить что-то нужное для театра. Днем работаю в театре, занимаюсь текущими делами до вечера. Вечером, если есть спектакль, работаю на спектакле.

О профессиональном сообществе

Я учился в Москве во Всероссийской школе завпостов, ее организует Союз театральных деятелей России. Завпосты со всей России подают заявки, и их отбирают для участия по конкурсу. Для слушателей в течение трех недель проводится масса мастер-классов, лекций и так далее.

Поскольку это в Москве все происходило, там ситуация сильно отличается от тех театров, которые находятся за пределами столицы, раскиданы по всей стране. Причем отличается как в финансовом плане, так и во многих других. Иногда было интересно, а иногда откровенно понятно, что эта информация никогда не пригодится.

Образовательный проект для технических специалистов театров “Театральное ПТУ”

Я там был единственный человек из Казахстана, я туда вообще случайно попал по просьбе Насти (Анастасия Тарасова, управляющий директор театра ARTиШОК), наш театр сотрудничает с СТД РФ, и она попросила, чтобы меня в эту школу взяли. Вообще это чисто российская грантовая программа.

На базе этой театральной мастерской россияне как раз пытаются создать какое-то профессиональное сообщество завпостов. В Казахстане и в Алматы ничего такого нет, мы между собой почти не общаемся, я практически никого не знаю, кроме Алексея Злобина (завпост государственного русского театра драмы имени Лермонтова), с ним у меня хорошие отношения, он нам часто помогает.

О строительстве Большой сцены

В разных театрах все по-разному устроено. Часто в государственных театрах завпосты занимаются еще и различным делопроизводством – то есть ведут документацию по сотрудникам, оборудованию, по закупам, по помещению. Меня это все, слава богу, миновало.

Работа над декорациями к спектаклю “Байконур”

Когда ARTиШОК строил Большую сцену в бывшем ночном клубе, у нас у всех было много работы. Ничего сверхъестественного, все как обычно, за исключением того, что мне приходилось координировать еще массу людей, которые занимаются строительными работами. Ну и закупа, естественно, больше. На базарах жил.

Основные трудности всегда связаны с нехваткой квалифицированных кадров и с их безответственностью. Ты вроде договорился с человеком, что он будет делать эту работу, деньги ему за это платишь, а он может запросто взять и не прийти.

Причем даже не важно, со строительной компанией ты работаешь или рабочими-частниками. Нет ответственности, я часто с этим сталкиваюсь.

О любимых занятиях

Самое приятное в моей работе для меня не совсем связано со спектаклями, то есть не всегда связано. Я люблю что-то делать руками на самом деле. Что-то строить. Я люблю что-то сделать и увидеть конечный результат, то есть готовый объект, или готовую систему коммуникаций, или декорацию, или что-то еще.

Ярослав в спектакле “Байконур”

Мне приходилось выходить на сцену в качестве актера. Например, в уличном спектакле «Байконур», и это был не первый раз.

В перформансе «Кочевники, идите к морю» я также участвовал, были еще какие-то мелкие выходы на сцену. Я не в большом восторге от всего этого, если честно, потому что для меня это стресс как для не-артиста. Но раз уж надо.

Раз уж режиссер посчитал нужным, чтобы именно я был внутри, участвовал в спектакле. Почему он так посчитал – я не знаю.

У меня достаточно обширный круг навыков, но я не могу сказать, что я огромный специалист в какой-то из сфер. Просто я знаю отовсюду понемногу.

Работа завпоста – не сложнее, чем любая другая. У каждой профессии свои сложности, и здесь тоже есть свои нюансы.

Хорошо, если человек, который занимает эту должность, имеет какое-то техническое образование.

Но бывает и по-другому. Иногда гораздо важнее иметь некий организаторский талант, уметь направлять людей, руководить. Мне особо руководить некем.

В ARTиШОКе главный – директор, но у нас обычно коллективно все решается.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5d411b80ecfb801eeed94a27/ne-slojnee-chem-liubaia-drugaia-rabota-chem-zanimaetsia-zavpost-teatra-5d4e74a806cc4600ac53c265

Курс повышения квалификации Руководство художественно-постановочной частью театра

Глоссарий художественно постановочной частью

  • Этапы выпуска спектакля — управление сроками и финансами. Разработка материально-художественного оформления театра. Оборудование и механизмы сцены. Театральные декорации. Техника безопасности и охрана трудаДля когоДля технических директоров, заведующих художественно-постановочными частями, главных художников театров, директоров художественно-производственных мастерских, главных технологов театров, цирков, домов культуры, художественных коллективовПрограмма
    1. Основные этапы выпуска нового спектакля. Подготовительный период постановки спектакля. Сроки работы над спектаклем: финансовые и временные аспекты. Сетевые графики выпуска спектакля. Подготовка документации по выпуску нового спектакля — технологическое описание, заявка на материалы, трудозатраты, калькуляция, смета затрат производства. Период проектирования спектакля. Производственный период. Репетиционный период. Выпускной период. Генеральная репетиция, премьера.
    2. Проектно-технологическая разработка материально-художественного оформления спектакля. Декорационное оформление спектакля. Сценический костюм и грим. Бутафория и мебель. Электробутафория. Спецэффекты. Технология и организация работы художественно-производственного комплекса театра.
    3. Оборудование и механизмы приспособления современной сцены. Системы управления механическим оборудованием. Оборудование верхней и нижней механизации сцены, конструкции подъемно-опускной площадки, дорог доля различных занавесей, светотехнический комплекс, система электроакустики и т. д.
    4. Театральные декорации. Виды декораций, технология производства мягких и жестких декораций. Статичные и подвижные конструкции. Подходы к проектированию нестандартных конструкций. Компьютерное проектирование театральных декораций — графические редакторы. Расчеты основных параметров. Разработка конструктивных чертежей и другой технической документации. Увеличение эксплуатации декораций. Обзор новых материалов в производстве декораций, сплавы, синтетические материалы. Одежда для сцены, мебель, бутафория и реквизит.
    5. Мультимедийная световая сценография. Области применения, достоинства и недостатки. Пути реализации.
    6. Паспорт спектакля. Документация по выпуску нового спектакля. Делопроизводство в ХПЧ. Электронное делопроизводство. Паспорт спектакля, его назначение и содержание. Фотографии макета, декораций по актам и картинам. Планировки декорационного оформления по актам и картинам. Ведомость развески декораций. Инструкция о порядке сборки, проведения и демонтажа декораций.
    7. Управление художественно-постановочной частью театра. Структура ХПЧ театра. Документооборот в ХПЧ. Организация безопасных условий труда. Техника безопасности на производстве и в театре. Документы по охране труда и технике безопасности, инструктаж. Правила пожарной безопасности.

    Выездные занятия проходят на Новой сцене Александринского театра и декорационных мастерских Мариинского театра.

  • Специалисты Новой сцены Александринского театра.

    Ларионов Сергей Викторович

    Старший преподаватель кафедры театральной техники и технологии факультета сценографии РГИСИ.

    Семейкин Николай Анатольевич

    Главный художник-технолог декорационного производства Мариинского театра.

    Трибунская Виктория Александровна

    Владелец декорационных мастерских «МФМ Декорации».

    Шеремет Юрий Алексеевич

    Заведующий постановочной части театра «Зазеркалье».

  • Бережная Мария Викторовназаведующий художественно-постановочным отделомФГБУК «Северо – Кавказская государственная филармония им. В.И. Сафонова».

Семинар актуален, полезен. Особенно познавательно и “почетно” было находится в мастерских Мариинского театра.

Баева Ирина Анатольевназаместитель директора

ГАУК ТО “Тюменское концертно-театральное объединение”

Очень понравился семинар. Новые знания значительно улучшат процесс организации постановки спектакля.

Сулейменов Ержан Тлеубековичзаведующий постановочной частью

КГКП “Театр имени Абая”

Все отлично, на высшем уровне. Много для себя узнал у профессионалов, мастеров, преподавателей.

Все отзывы о курсе

Условия участия:

для регистрации слушателям необходимо иметь при себе копию платежного поручения, которая является пропуском на курс повышения квалификации.
Срок обучения: очная форма с 19 октября по 23 октября 2021 года

Для оформления финансовых документов необходимы:

– полные реквизиты вашей организации, включая юридический адрес.
– заполненный талон регистрации.

Для оформления Удостоверения необходимо предоставить:

– копию диплома о высшем или среднем профессиональном образовании (в случае получения диплома не в РФ, просим уточнить необходимость процедуры признания иностранного диплома в РФ по телефону, указанному на сайте); – копию документа, подтверждающего изменение фамилии (если менялась).

Обращаем ваше внимание на особые случаи при выдаче Удостоверения о повышении квалификации.

В пакет участника входит

– обучение по заявленной программе; – комплект информационно-справочных материалов; – кофе-брейки.

Курс повышения квалификации

Костюмная бутафория и костюмные аксессуары (шляпы, крылья, хвосты, зонты, веера — своими руками)

Курс посвящен технологиям изготовления костюмных аксессуаров для сценического костюма. В программе: моделирование, создание выкройки и муляжа, подбор материалов, особенности крепления, хранение шляп, крыльев, хвостов, зонтов, вееров, масок и цветов

Источник: https://www.cntiprogress.ru/seminarsforcolumn/13100.aspx

Заведующий художественно постановочной частью

Глоссарий художественно постановочной частью

Заведующий художественно-постановочной частью

—————————— (наименование организации) УТВЕРЖДАЮ ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ —————————— (наименование должности) 00.00.0000 N 000 ——— ——————- (подпись) (инициалы, фамилия) Заведующего художественно- 00.00.0000 постановочной частью

1.1. Заведующий художественно-постановочной частью относится к категории руководителей.

1.2. На должность заведующего художественно-постановочной частью принимается лицо, имеющее высшее профессиональное образование (культуры и искусства, гуманитарное, техническое) и стаж работы по направлению профессиональной деятельности не менее 5 лет.

1.3. Заведующий художественно-постановочной частью должен знать:

— Основы законодательства Российской Федерации о культуре, другие федеральные законы по вопросам культуры и искусства;

— постановления Правительства РФ (Положение об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства, Положение о театре в Российской Федерации, др.), нормативные правовые акты Министерства культуры РФ, определяющие развитие культуры;

— распоряжения и другие нормативные документы вышестоящих органов по вопросам культуры и искусства;

— основы гражданского законодательства (регулирование вопросов авторского права, прав, смежных с авторским правом);

— технологию изготовления компонентов сценического оформления;

— свойства, специфику и фактуру материалов, применяемых в производстве сценическо-постановочных средств;

— правила хранения и транспортировки декораций, костюмов, других элементов вещественного оформления;

— устройство, оборудование и технические возможности сцены;

— живописные системы и стили, способы их имитации в сценическом оформлении;

— историю театрально-декорационного искусства;

— отечественные и зарубежные разработки в области сценографии, сценической техники и технологии;

— историю литературы, театра, музыки, балета;

— правила светового решения спектакля и эксплуатации световой аппаратуры;

— основы экономики и управления в сфере исполнительских искусств;

— правила бухгалтерского учета и отчетности;

— основы трудового законодательства, авторского права;

— Правила внутреннего трудового распорядка;

— правила и нормы охраны труда и техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты;

— ______________________________________________________________________.

1.4. Заведующий художественно-постановочной частью в своей деятельности руководствуется:

— Положением о _______________________________________________________; (наименование учреждения (организации) культуры) — настоящей должностной инструкцией; — ____________________________________________________________________.

(иные акты и документы, непосредственно связанные с трудовой функцией заведующего художественно-постановочной частью) 1.5. Заведующий художественно-постановочной частью подчиняется непосредственно ______________________________________.

(наименование должности руководителя)

1.6. В период отсутствия заведующего художественно-постановочной частью (отпуска, болезни, пр.) его обязанности исполняет работник, назначенный в установленном порядке, который приобретает соответствующие права и несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на него в связи с замещением.

1.7. Заведующий художественно-постановочной частью относится к профессиональной квалификационной группе «Должности руководящего состава учреждений культуры, искусства и кинематографии» (Приказ Минздравсоцразвития России от 31 августа 2007 г. N 570) 1 .

1 Для должностной инструкции работника бюджетного учреждения.

1.8. ___________________________________________________________________.

2. Функции

2.1. Руководство работой художественно-постановочной части.

2.2. Обеспечение подготовки сценического имущества к гастролям и выездным спектаклям.

3. Должностные обязанности

Заведующий художественно-постановочной частью исполняет следующие обязанности:

3.1. Руководит комплексом работ, выполняемых художественно-постановочной частью организации исполнительских искусств.

3.2. Обеспечивает по новым и возобновляемым постановкам разработку технического проекта сценического воплощения замысла художника-постановщика и художника по костюмам, а также проектов гастрольных вариантов сценического оформления.

3.3. Организует изготовление макетов сценического оформления спектакля, представления.

3.4. Участвует совместно с художником-постановщиком, режиссером-постановщиком в рассмотрении и представлении на утверждение руководству организации макетов и эскизов оформления сцены.

3.5. Организует обсуждение макетов и эскизов сценического оформления с техническими специалистами и руководителями подразделений художественно-постановочной части, составляет монтировочные описи, сметы затрат на создание вещественного оформления.

3.6. Обеспечивает разработку конструктивных чертежей, другой необходимой технической документации.

3.7. Составляет планы и графики работ художественно-постановочной части организации и контролирует их выполнение.

3.8. Дает заявки на приобретение необходимых материалов для новых и капитально возобновляемых постановок.

3.9. Организует изготовление (подбор, заказ, приобретение) элементов вещественного оформления в пределах установленных затрат и сроков, приемку и подгонку изготовленных элементов.

3.10. Подтверждает целесообразность выдачи со склада материалов руководителям подразделений художественно-постановочной части.

3.11. Обеспечивает установку выгородок и подачу реквизита, необходимого для репетиций, разработку художественно-светового оформления новой постановки.

3.12. Совместно с художником-постановщиком проводит монтировочные репетиции.

3.13. Подготавливает заявки на ремонт элементов сценического оформления текущего репертуара и организует их выполнение.

3.14. Обеспечивает проведение подразделениями художественно-постановочной части спектаклей (концертов, представлений), своевременную подачу элементов оформления на сцену (эстраду, арену), разборку их после окончания спектакля (концерта, представления), складирование и сохранность.

3.15. Организует работу по подготовке сценического имущества к гастролям и выездам (ремонт, упаковка, перевозка декораций, мебели, реквизита, костюмов и т.д.).

3.16. Осуществляет подбор кадров художественно-постановочной части, их расстановку и целесообразное использование.

3.17. Контролирует соблюдение работниками художественно-постановочной части правил по охране труда и пожарной безопасности, правил внутреннего трудового распорядка.

3.18. Организует учет рабочего времени работников художественно-постановочной части.

3.19. Осуществляет изучение и внедрение в производство последних достижений в области сценической техники и технологии, новых материалов сценического оформления.

3.20. Вносит предложения по совершенствованию сценического оборудования.

3.21. ________________________________________________________________. (другие обязанности)

4. Права

Заведующий художественно-постановочной частью имеет право:

4.1. Участвовать в обсуждении проектов решений руководства учреждения (организации).

4.2. Распоряжаться вверенными ему имуществом и средствами с соблюдением требований, определенных нормативными правовыми актами, учредительными документами.

4.3. Подписывать и визировать ________________________________________. (виды документов)

4.4. Инициировать и проводить совещания по организационным вопросам.

4.5. Запрашивать и получать от структурных подразделений необходимую информацию, документы.

4.6. Проводить проверки качества и своевременности исполнения поручений.

4.7. Требовать прекращения (приостановления) работ (в случае нарушений, несоблюдения установленных требований и т.д.), соблюдения установленных норм, правил, инструкций; давать указания по исправлению недостатков и устранению нарушений.

4.8. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых им должностных обязанностей.

4.9. Вносить на рассмотрение __________________________________________ (наименование должности руководителя) представления о приеме, перемещении и увольнении работников; предложения об их поощрении или о наложении на них взысканий.

4.10. Требовать от руководства учреждения (организации) оказания содействия в исполнении его должностных обязанностей и прав.

4.11. ________________________________________________________________. (другие права)

5. Ответственность

5.1. Заведующий художественно-постановочной частью привлекается к ответственности:

— за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации;

— за правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, — в порядке, установленном действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации;

— за причинение ущерба учреждению (организации) — в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

5.2. ___________________________________________________________________.

6. Заключительные положения

6.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе Квалификационной характеристики должности «Заведующий художественно- постановочной частью» (Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих.

Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии», утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от 30 марта 2011 г. N 251н), ____________________________________. (реквизиты иных актов и документов) 6.2.

Ознакомление работника с настоящей должностной инструкцией осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора).

Факт ознакомления работника с настоящей должностной инструкцией подтверждается ____________________________________________________________ (росписью в листе ознакомления, являющемся неотъемлемой ___________________________________________________________________________ частью настоящей инструкции (в журнале ознакомления с должностными ___________________________________________________________________________ инструкциями); в экземпляре должностной инструкции, хранящемся у __________________________________________________________________________. работодателя; иной способ)

Источник: https://official-document.ru/zaveduyushhij-hudozhestvenno-postanovochnoj-chastyu/

О вашем праве
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: