Есть ли закон обязывающий детей делать что то

Содержание
  1. Только права, никаких обязанностей: как закон регулирует жизнь ребёнка
  2. Ребёнок и законодательство
  3. Обязанности ребёнка
  4. Как определить меру прав и обязанностей ребёнка в семье?
  5. Права и обязанности родителей в области образования – законы и нормативные акты
  6. Конституция 
  7. Что это значит
  8. Семейный кодекс
  9. Закон «Об образовании в Российской Федерации»
  10. Обязанности родителей по воспитанию и образованию детей
  11. Обязанность соблюдать правила
  12. Право родителей школьников выбирать форму обучения
  13. Право родителей в школе получать информацию
  14. Право родителей участвовать в управлении школой
  15. Право защищать интересы ребёнка
  16. Что делать, если права ребёнка в образовании нарушаются
  17. Резюме
  18. Права и обязанности детей по Семейному кодексу РФ
  19. Когда у ребенка появляются права согласно СК РФ?
  20. Перечень основных прав ребенка
  21. Список обязанностей ребенка по Семейному кодексу
  22. Какие права и обязанности имеют усыновленные дети?
  23. Кто и как осуществляет защиту прав несовершеннолетних детей?
  24. Обязанности детей перед родителями: содержание родителей
  25. Общие права ребенка в семье
  26. Обязанности ребенка по отношению к родителям
  27. родителей детьми
  28. Аннулирование обязательств
  29. В госдуму внесли законопроект, по которому опека не сможет забирать детей из семей без решения суда. но может стать только хуже
  30. Замаскированное изъятие
  31. Нет понятийного аппарата
  32. Нет социальной поддержки семей
  33. Поможет ли новый законопроект решить проблемы?
  34. Что необходимо изменить?

Только права, никаких обязанностей: как закон регулирует жизнь ребёнка

Есть ли закон обязывающий детей делать что то

Многие спрашивают: «Почему мы говорим о правах ребёнка, но никогда не говорим об обязанностях? Неужели родители и общество должны обеспечить ребёнку нормальную жизнь, образование и всестороннее развитие, а ребёнок в ответ „ничего никому должен“?» Попробуем разобраться вместе.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Ребёнок и законодательство

Ребёнок — это человек, не достигший совершеннолетия, то есть восемнадцати лет. Гражданское право делит несовершеннолетних на три категории.

  • Малолетние в возрасте до шести лет;
  • Малолетние в возрасте от шести до четырнадцати лет;
  • Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет.

Этим группам присвоены разные степени дееспособности. Малолетние в возрасте до шести лет недееспособны абсолютно, так как их психика не позволяет им в полном объёме понимать причинно-следственные связи, а значит, и осознавать последствия собственных поступков.

Малолетние в возрасте от шести до четырнадцати лет признаются недееспособными с исключениями: они могут самостоятельно совершать небольшие сделки (какие именно, перечислено в пунктах 1–3 части 2 статьи 28 ГК РФ), причём делают это только с одобрения законных представителей, и ответственность за эти сделки несут они же.

При совершении малолетним действий, наносящих вред личности или имуществу, ответственность несут родители или опекуны. Их действия в некоторых случаях могут квалифицировать как противоправное бездействие, например если малолетний ребёнок бродяжничает, употребляет алкоголь, вовлечён в преступные группировки.

Вместе с тем органы опеки (а именно этот государственный орган уполномочен контролировать правовое положение малолетних детей в семье) не могут без согласия родителей применить к ребёнку никаких воздействий.

Так, даже если школа угрожает за плохое поведение отправить ребёнка в специализированный интернат, это может случиться, только если родителей ребёнка ограничат в правах.

Для этого должны быть существенные основания: ненадлежащее исполнения родителями своих обязанностей (например, они алкоголики, ребёнок живёт на улице и так далее).

С четырнадцати лет наступает уголовная ответственность по ряду преступлений — они перечислены в статье 20 Уголовного кодекса.

Это убийство, угон, кража, разбой, изнасилование, умышленное нанесение тяжкого или среднего вреда здоровью и тому подобные тяжкие преступления; кроме того, в списке есть такие деяния, как вандализм и… участие в массовых беспорядках.

С шестнадцати лет наступает ответственность за совершение всех видов преступлений (правда, она мягче, чем та, которая наступает с 18 лет) и административная ответственность.

Таким образом, законодательство постепенно готовит ребёнка к полной дееспособности и правовой ответственности за все свои поступки. При этом до 14 лет он считается по сути недееспособным и неделиктоспособным: он не может ни нести ответственность, ни исправлять последствия своих действий, ни в полной мере осознавать их.

Обязанности ребёнка

Вместе с тем у ребёнка, конечно, есть обязанности. Но не перед законом и государством, а перед семьёй и учреждением, в котором он учится. Эти обязанности, как мы понимаем, носят сугубо внутренний характер. Нет внешней инстанции, которая могла бы по закону заставить ребёнка не хамить родителю, не опаздывать на занятия или даже не бить других детей.

Ну да, ребёнка могут поставить на учёт в полицию. Но это не карательная, а профилактическая мера. Членов неблагополучных семей ставят на учёт для профилактики совершения ими правонарушений. Например, если вся семья принимает наркотики, подростка, растущего в ней, скорее всего, поставят на учёт.

Кроме того, на него ставят подростков, пойманных на уголовных и административных правонарушениях, если они ещё не достигли возраста ответственности или по неоднократным жалобам учителей. По идее, сотрудник полиции должен раз в месяц посещать подопечных, вести с ним и семьёй профилактические беседы.

Если он уже что-то совершил, будут в первую очередь проверять, не повторяется ли история.

Как мы уже сказали, ребёнка 13 лет не могут без согласия родителей (или не ограничив их в правах) отправить в интернат на перевоспитание, даже если он кого-то убил

(Заметьте, мы не говорим — «совершил преступление», так как малолетний неделиктоспособен.) Впрочем, как правило, в таких случаях суд может вынести решение по ограничению родителя в правах.

То есть учёт — это воспитательное, по сути социальное воздействие, а не мера ответственности.

Он задуман как помощь родителю в воспитании детей (как на деле осуществляется эта помощь и насколько компетентны органы охраны правопорядка в детской психологии — дело другое).

Полиция и опека вступают в игру, когда родитель очевидным образом не справляется с воспитанием ребёнка и общество рискует получить в его лице ещё одного преступника. Но если не наступил возраст ответственности, он по-прежнему не субъект, а объект воздействия.

Таким образом, повторим: все обязанности ребёнка ограничены кругом семьи и учреждения, в котором он учится. Они регулируются правилами внутреннего распорядка школы или семейными писаными и неписаными правилами.

Меры воздействия на ребёнка, родители которого не ограничены в правах, также носят сугубо внутренний характер. В школьном уставе может быть прописана возможность исключения злостных нарушителей — и это максимум.

Семья располагает только средствами воспитательного воздействия в спектре от недовольно поднятых бровей до лишения дополнительных материальных благ (лишать необходимого, как и применять физические меры воздействия, родитель не имеет права по закону). В разных семьях и разных школах у ребёнка будут абсолютно разные обязанности. А вот права ребёнка одинаковы везде.

Мы защищаем права ребёнка на уровне государства, а обязанности ему вменяем на внутреннем и школьно-семейном уровне

В этом есть глубокий смысл. Ребёнок — это «ещё не родившийся взрослый». Он зреет в семье и в меньшей степени в школе, как цыплёнок в инкубаторе, постепенно приобретая те социальные функции, которыми должен обладать к 14, 16 и 18 годам, когда наступит возраст ответственности. Эти функции он не получает магическим путём вместе с паспортом. Они постепенно созревают в семье.

Чтобы подчиняться законам, ребёнок должен сначала выучить, что хорошо, а что плохо, и научиться следовать этому: вырастить «царя в голове», или, как выражаются психологи, интернализовать (впустить внутрь) простые нормы общежития (не убий, не укради). Тогда мы можем ожидать, что понимание причинно-следственных связей придёт к ребёнку несколько раньше, чем закон признает его дееспособным, и к восемнадцати годам он будет к ним полностью готов.

Если же говорить об ответных обязанностях ребёнка перед родителями, то существует норма, согласно которой человек старше 18 лет обязан содержать недееспособных родителей. Именно это и есть единственное юридическое «ребёнок должен», которое, впрочем, откладывается на потом и далеко не всегда реализуется.

Как определить меру прав и обязанностей ребёнка в семье?

Эту меру каждый родитель определяет сам. Её нижняя черта — там, где нарушаются права ребёнка. Эти вещи закон трактует достаточно чётко, хотя не все ситуации урегулированы конкретными нормами.

Взять, например, право на безопасность. У нас есть закон, по которому ребёнка младше семи лет нельзя оставлять одного в машине, но нет закона, который бы запрещал оставлять его дома до определённого возраста.

Вместе с тем, если он младше 14 лет и с ним что-то случится в наше отсутствие, мы, возможно, понесём ответственность за оставление несовершеннолетнего в опасности. Нигде не сказано, с какого возраста ребёнок может находиться на улице один в дневное время. Возможно, это и хорошо.

Ведь мы знаем, что настоящая (а не юридическая) способность хотя бы частично нести за себя ответственность наступает у всех детей в разном возрасте и постепенно.

Другой пример — право ребёнка на получение образования.

Понятно, что если мы навалили на несовершеннолетнего слишком много обязанностей по дому (доить коров, пасти гусей, смотреть за младшими) и не пускаем его в школу, то мы не выполняем родительские обязанности и должны нести ответственность.

То же самое — если мать по религиозным соображениям не разрешает ребёнку обучаться чтению и письму. С другой стороны, невозможно чётко определить, насколько по силам ребёнку та нагрузка, которую мы на него возложили.

Никому не придёт в голову лишить родительских прав «маму-тигрицу», у которой ребёнок учится с шести утра до десяти вечера

Хотя он делает это и в школе, и в музыкалке, и на спортивных занятиях, не имея ни одной свободной минутки. Всё это считается нормой, если только она не будет избивать его за невыученные стихи.

Право получить образование принадлежит ребёнку, а ответственность и обязанность дать его — на родителе.

По закону мы «должны дать ребёнку образование», но у нас нет никаких внешних рычагов, чтобы заставить его учиться.

В острых случаях, например когда мы имеем дело с трудным поведением или с приёмным подростком, который пришёл в семью в 13 или 15 лет, это внутреннее противоречие особенно заметно.

Забота, опека, гиперопека, разумные риски, наказания и поощрения — все эти вещи существуют отдельно от законодательства, касаясь его только в крайних случаях. Выход один — пытаться вести диалог с ребёнком, держась как можно дальше от тех границ, за которыми заканчивается психология и начинается правоприменение.

Unsplash

Источник: https://mel.fm/roditeli-i-deti/2081754-law_child

Права и обязанности родителей в области образования – законы и нормативные акты

Есть ли закон обязывающий детей делать что то

Права родителей в образовании в Российской Федерации регулируются Конституцией, Семейным кодексом, где содержатся базовые права и обязанности по воспитанию детей, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», в котором урегулированы права родителей как законных представителей детей при реализации последними их прав, и иными федеральными законами. Кроме того, некоторые положения могут быть в подзаконных актах. Так, школы и другие образовательные организации могут выпускать собственные локальные акты, которым ученики и родители должны следовать. 

Рассмотрим подробнее основные правовые источники, которые описывают права и обязанности родителей обучающихся.

Конституция 

Конституция Российской Федерации устанавливает общие положения об образовании, которые действуют на территории всей страны. Этому посвящена статья 43. 

Пункт 1. Каждый имеет право на образование.Пункт 2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.Пункт 3.

Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.Пункт 4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.Пункт 5.

Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Что это значит

В Конституции право на образование признано естественным и неотъемлемым в числе других прав и свобод человека. Образование можно получать бесплатно на конкурсной основе — даже в вузах. Конституция отмечает, что ребёнок должен освоить как минимум 9 классов школьной программы. В обязанности родителей по воспитанию и образованию детей входит это обеспечить. 

Федеральные государственные образовательные стандарты, которые упоминаются в пятом пункте, представляют собой совокупность обязательных требований к образованию различных уровней — от детских садов до высших учебных заведений.

Их можно сравнить с нормативами в спорте или ГОСТами для продуктов. По ним пишут учебники и методички, определяют, сколько времени уделить тому или иному предмету, решают, как проводить аттестации и какие задания будут на ЕГЭ.

Иначе говоря, Стандарты — это фундамент образовательного процесса.

Семейный кодекс

В Семейном кодексе есть статья 63, которая называется «Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей». Она содержит два основополагающих пункта:

Пункт 1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами. Пункт 2. Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования.

Родители имеют право выбора образовательной организации, формы получения детьми образования и формы их обучения с учётом мнения детей до получения ими основного общего образования.

Закон «Об образовании в Российской Федерации»

В этом Федеральном законе права родителей несовершеннолетних в сфере образования описываются в четвёртой главе. Основной текст закона посвящён правам самих обучающихся, а вот что говорится о родителях и их ответственности. 

Обязанности родителей по воспитанию и образованию детей

Согласно 44 статье, родители обязаны «заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка», а также обеспечить получение детьми общего образования. Органы власти и образовательные организации призваны помогать родителям. 

Обязанность соблюдать правила

Также согласно этой статье, родители обязаны соблюдать правила внутреннего распорядка организации, осуществляющей образовательную деятельность, и требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся. В обязанности родителей также входит уважение чести и достоинства работников образовательного учреждения и других обучающихся. 

Право родителей школьников выбирать форму обучения

Закон, как и Семейный кодекс, позволяет родителям выбирать формы получения образования для детей, в том числе семейную: они могут «дать ребёнку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье». С 1 по 9 класс эта форма обучения называется семейной, а в 10-11 — самообразованием. 

При этом родители с учётом мнения ребёнка вправе вернуться с домашней формы обучения на очную в любой момент. 

Право родителей в школе получать информацию

Также 44 статья даёт родителям право ознакомиться с уставом образовательной организации и всей учебно-программной документацией, а также запросить лицензию на образовательную деятельность и свидетельство об аккредитации, если те не опубликованы на сайте.

Родителей должны уведомлять о любых обследованиях (например, психологических), которые проводятся у школьников, и получать от них согласие либо отказ.

Родители имеют право ознакомиться с содержанием образовательного курса, методами обучения и воспитания, технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей.

Право родителей участвовать в управлении школой

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», права родителей в сфере образования включают в себя право на участие в школьной жизни, но только в соответствии с внутренним распорядком.

Право защищать интересы ребёнка

Родители могут отстаивать права обучающегося методами, не противоречащими нормам права и морали. 

Источник: freepik.com / @Pressfoto

Что делать, если права ребёнка в образовании нарушаются

Согласно статье 45 закона «Об образовании в РФ», при нарушении прав ребёнка родители имеют право:

  • направлять в органы управления организацией обращения о применении к работникам дисциплинарных взысканий,
  • обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений,
  • использовать не запрещённые законодательством Российской Федерации иные способы защиты прав и законных интересов.

Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений создаётся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, из равного числа представителей совершеннолетних обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.

                                                  Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

К сожалению, права школьника нарушаются нередко. Типичная ситуация: ученика не пустили на урок по причине опоздания или отсутствия школьной формы.

Скорее всего, оба случая действительно являются нарушениями локального нормативного акта школы, но педагог не имеет права наказывать за них недопуском до занятия.

Если ученик не был допущен на урок, то родители могут написать жалобу директору школы, в управление образования с ходатайством о проведении дисциплинарного расследования, в прокуратуру.

Часто детей привлекают к так называемым субботникам — генеральной уборке класса, здания школы, территории.

Но в статье 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» говорится: «Привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается». Если родитель не давал согласия, то имеет право написать жалобу на имя директора. 

Иногда права родителей и детей на семейном образовании нарушаются, когда школа отказывает хоумскулеру в прикреплении. По закону любая лицензированная и аккредитованная школа обязана принять ученика на семейной форме обучения, если это не противоречит её локальным актам.

На практике это порой нарушается. Конечно, можно обратиться в другую школу, но не всегда есть такая возможность.

Если образовательное учреждение единственное во всём районе (посёлке, городе) или вы заинтересованы в прикреплении к конкретной школе, запросите у директора письменный отказ с указанием причины.

‍С этим документом и просьбой привести устав школы к соответствию федеральному законодательству обратитесь в районный отдел образования или департамент по образованию вашего региона. Ведь все образовательные учреждения должны подчиняться закону «Об образовании», а в нём чётко зафиксировано право обучаться в семье и сдавать аттестации экстерном (статьи 17 и 34 соответственно). 

Резюме

Права и обязанности родителей в образовании, а также самих обучающихся регламентируются Конституцией Российской Федерации, Семейным кодексом, Федеральным законом «Об образовании в РФ» и локальными актами образовательных организаций. 

Родители имеют право выбирать форму обучения для своего ребёнка. В России можно получать образование вне школы. 

Если права ребёнка и родителей в школе нарушаются, можно написать жалобу на имя директора, обратиться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений или прокуратуру. 

Источник: https://externat.foxford.ru/polezno-znat/prava-i-obyazannosti-roditelej-v-obrazovanii

Права и обязанности детей по Семейному кодексу РФ

Есть ли закон обязывающий детей делать что то

Бесплатная консультация юриста по телефону:

По российским законам, а именно в соответствии с Конституцией, все граждане младше 18 лет признаются по определению детьми.

Но до достижения совершеннолетия, дети обладают некоторыми правами и обязанностями. Все привилегии и обязательства, имеющиеся у детей, регламентируются множеством законодательных актов.

Например, Конституцией, Гражданским, Трудовым кодексами, но в частности Семейным законом.

Скачать актуальный текст Семейного Кодекса можно по ссылке.

Когда у ребенка появляются права согласно СК РФ?

Когда человек достиг 18 лет, он, по закону, наделяется множеством прав и обязанностей, но несмотря на возрастную категорию, у каждого человека есть возможность пользоваться какими-либо привилегиями. По СК РФ, права ребенка возникают с момента рождения, а с возрастом их перечень будет лишь возрастать.

В соответствии с текстом семейного закона, с момента появления на свет, ребенок обладает следующими правами:

  • получить имя, фамилию и отчество;
  • иметь гражданство;
  • проживать в полноценной семье;
  • быть уважаемым окружающими;
  • всесторонне развиваться;
  • на получение преференций от государственных органов в виде льгот и пособий;
  • быть защищенным со стороны родителей или опекунских учреждений;
  • обладать какой-либо собственностью.

По закону, перечень прав малышей растет с возрастом. Особенно в следующие годы — в полтора, в 3, 6, 7, 10, 14, 15, 16 и 18. Вместе с возрастом и с приобретением все большего количества прав, у ребенка появляется большее количество обязательств. А у его родителей наоборот, чем старше их ребенок, тем меньше их ответственность за него.

Перечень основных прав ребенка

Все права детей закреплены в семейном законе, а именно в 11 главе. Согласно ее положениям, ребенок обладает перечнем прав:

  • воспитываться в семье, где он будет получать развитие и образовательные навыки. Данные положения охарактеризованы в 54 ст;
  • несовершеннолетний имеет право общаться с родителями и с другими людьми, с которыми они связаны родственными узами. Подобное правило предусматривается 55 ст настоящего кодекса, оно действует даже если родители не состоят в официальных брачных отношениях;
  • в 56 статье указывается, что каждый ребенок вправе рассчитывать на защиту его законных интересов;
  • каждый ребенок, вне зависимости от своего возраста, может выражать свои мысли и взгляды, при чем с его мнением должны считаться (ст 57);
  • согласно 58 статье СК РФ самыми главными правами (иметь имя, фамилию и отчество) он наделяется законодательством с рождения;
  • в 59 ст. указывается, что несовершеннолетний имеет право сменить свои личные данные по достижению 14 лет, когда будет получать паспорт России;
  • все малыши с рождения имеют право на предоставление им части жилья от родителей. Это правило указывается в 60 ст.

Список обязанностей ребенка по Семейному кодексу

То, что делает ребенок и все его обязательства по дому определяются родителями. Главное, чтобы они не противоречили установленным законодательным нормам.

К обязательствам детей относятся:

  • быть образованным на базовом уровне;
  • соблюдать нормы приличия и поведения в различных заведениях, в частности в образовательных организациях и в общественных местах;
  • исполнять возложенные на него обязательства определенными лицами;
  • всегда следовать уставу образовательного учреждения, где он обучается, так как нарушение установленных норм поведения карается наказанием;
  • регистрироваться в воинской части для прохождения обязательной службы. В России, данные обязательства распространяются только для детей мужского пола;
  • после становления совершеннолетним обеспечивать опеку, если понадобится, своим близким родственникам, особенно нуждающимся родителям.

Кроме обязательств, у малолетнего ребенка возникает однозначная ответственность. В случае, если он совершит какое-либо правонарушение, он может быть привлечен к ответственности с 14 лет (даже к уголовной). Мера наказания зависит от тематики преступления, которое совершил ребенок.

Какие права и обязанности имеют усыновленные дети?

Ребенок в приемной семье обладает равными правами наряду с другими малолетними, гарантированными законом. Важный нюанс в правах усыновленных малышей составляет их законную возможность на общение с биологическими мамой и папой.

Общение с родными по крови мамой и папой возможно, если опекуны предоставят свое разрешение.

Когда новые отец и мать против общения своего ребенка с его кровными родственниками, то несовершеннолетний вправе обратиться в учреждение по опеке и попечительству.

По законодательству, усыновленное дитя вправе:

  • выражать собственное мнение;
  • получать защиту и поддержку от государства;
  • рассчитывать на выдачу пособий и на предоставление льгот от государства;
  • хранить личную собственность и обладать ею. К примеру, фотографии родных по крови мамы и папы, памятные игрушки и иное;
  • обладать частью имущественной собственности, где он проживает официально;
  • получить достоверную информацию о биологических родителях и знать, что он приемный;
  • выбирать самостоятельно с кем дружить и общаться;
  • отказаться проживать в приемной семье, в связи с недопониманием, с негативным психологическим воздействием и др.

Усыновленное дитя, по закону, наделено массой обязательств. В качестве обязательств выступают:

  • выполнение установленных ему обязанностей по дому, если они не противоречат семейному законодательству;
  • исполнять на совесть порученные функции от приемных родителей;
  • следовать правилам гигиены, которые соответствуют требованиям новоиспеченной семьи;
  • оказывать подобающее поведение.

Усыновленные несовершеннолетние граждане должны прислушиваться к наказам приемных пап и мам, уважать мнение иных старших членов семьи (например, старшей сестры). Оказывать бережное отношение к вещам, предоставляемых ему в пользование. И всячески заботиться о членах принявшей его семьи, в случае необходимости.

Кто и как осуществляет защиту прав несовершеннолетних детей?

Права и обязанности несовершеннолетних граждан России закреплены законом. Среди их прав — есть право рассчитывать на предоставление защиты. Поэтому законом предусмотрены конкретные учреждения, занимающиеся защитой прав граждан до 18 лет. В 18 лет они обретают полный объем правоспособности и дееспособности.

Защита прав несовершеннолетних детей главным образом возложена на государственные органы власти на организации, осуществляющие областное самоуправление. Государственные органы становятся на защиту малолетних, когда их официальные опекуны или родители не в силах этого сделать.

При определенных обстоятельствах, по закону, защищать малолетних обязаны работники — педагоги, медицинский персонал, работники общественных органов. На них возложены обязательства по защите, в связи с тем, что они напрямую взаимодействуют с малышами.

Если интересы человека, не достигшего 18 лет, нарушены, то он вправе направиться в органы опеки и попечительства и подать жалобу.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Источник: https://dom-i-zakon.ru/semejnoe-pravo/prava-i-obyazannosti-detej.html

Обязанности детей перед родителями: содержание родителей

Есть ли закон обязывающий детей делать что то

Многие забывает о том, что помимо прав, у людей еще и очень много обязанностей. И дети, в юридическом поле, не являются исключением из правил. И если кто-то говорит о правах ребенка, то всем сразу ясно, о чем речь, но когда дело доходит до перечисления обязанностей, то многие люди, теряются в этом вопросе.

Так какие же обязанности детей перед родителями по закону России, можно смело перечислять своим и чужим детям? Обязан ли ребенок содержать родителей или может забыть о них? В этой статье, мы ответим на эти и другие самые популярные вопросы, максимально подробно раскрыв суть семейного кодекса.

Общие права ребенка в семье

В современном мире, за воспитанием несовершеннолетнего следят не только его родители, но и специальные правовые органы. При малейшем нарушении процесса воспитания, родителей могут оштрафовать.

Для прочей уверенности, родителям стоит помнить о том, что их дети несут по отношению к ним определенный уровень ответственности, поэтому в статье речь пойдет о правах и обязанностях ребенка перед родителями.

Также, в случае, если ваши воспитанники достигли совершеннолетия, полезно будет узнать какие обязанности совершеннолетних детей по содержанию нетрудоспособных родителей регламентированы Конституцией РФ.

Как такового, отдельного права для детей в семье не существует. При обсуждении этой темы, юристы опираются на “Декларацию прав ребенка”.

В ней прописаны основные правовые положения несовершеннолетних, которые распространяются, абсолютно на всех детей, независимо от их расы, национальности, вероисповедания, социального положения и других общественных критериев.

В семье должны соблюдаться следующие детские права:

  1. Право знать людей, которые являются ему биологическими родителями.
  2. Совместно проживать со своими родителями и воспитываться ими (за исключением случаев, когда это противоречит интересам ребенка, существует угроза его жизни и здоровью).
  3. Воссоединиться со своей семьей, независимо от места их проживания (за исключением специальных учреждений).
  4. Уважение со стороны общества и родителей, получать защиту прав от специальных органов, в случае агрессии в семье (в нашей стране эту функцию осуществляют органы опеки и попечительства).
  5. Получать материальное содержание от своей семьи или выплаты от государственных организаций.
  6. Владеть имущественными ценностями своих родителей (при условии совместного проживания и согласия владельца ценностей).
  7. Выражать собственное мнение, принимать участие в решении семейных вопросов и помогать в трудных ситуациях.

Помимо этого, есть и другие прописные права, не связанные с семейным бытом. А именно:

  • безвозмездная медицинская помощь в больницах;
  • предоставление образовательной программы, возможность посещать учебные заведения;
  • иметь собственное имя, фамилию и отчество;
  • получить гражданство страны, по праву рождения;
  • быть защищенным от информации и агитации, которая тем или иным способом, может негативно повлиять на моральное состояние, образовательный процесс и воспитание;
  • не имея или лишившись своей семьи, малыш может рассчитывать на заботу и содержание от государства.

Обязанности ребенка по отношению к родителям

Помимо прав, каждый человек имеет и ряд обязательств, перед своими близкими людьми, окружающим социумом и государством.

Если обязанности взрослых людей перед детьми не вызывают вопросов и подкрепляется общественным сознанием, то обязанности детей по отношению к родителям, чаще всего, не совсем понимаются большинством.

Несовершеннолетний, обязан не нарушать права остальных членов семьи и общества.

К соблюдению семейных традиций, нормам воспитания и правилам внутри семьи, с юридической точки зрения, его принудить нельзя. Для выполнения определенных обязательств в семье до восемнадцати лет человека следует приучать на воспитательной основе, а не требовать исполнения, согласно закону.

Отношения между родственниками, складываются на основе их изначального отношения друг к другу и воспитания. Если обстановка в семье, сложилась уважительная и спокойная, то проблем с тем, чтобы напомнить об обязанностях ребенка, ему самому, не должно возникнуть.

В случае, когда с самого начала, воспитанию не придавали должного значения или делали это не правильно, поможет только специалист по семейным делам или психолог, но никак не юридические основы и принуждение.

Итак, на основе этого, сделаем вывод, что в обязанности ребенка к родителям, входит лишь то, чтобы не нарушать их гражданские права и свободу.

родителей детьми

Если дети, не достигшие восемнадцати лет, не имеют каких-либо серьезных обязательств перед своей семьей, то достигнув совершеннолетия, они их приобретают официально. Причем, все обязанности формально прописаны в государственных документах и взрослого человека можно привлечь к ответственности за неисполнение закона.

В семейном кодексе Российской Федерации, существует отдельная статья, которая описывает отношения между родителями и детьми, с точки зрения закона (Статья 87 СК РФ).

Чтобы у вас не возникло вопросов, максимально подробно разберем пункты этой статьи.

Дееспособные дети, достигшие совершеннолетия, обязаны обеспечивать своих родителей, если они являются нетрудоспособными и нуждаются в помощи.

Чаще всего, люди, вступившие в пенсионный возраст, испытывают материальную нужду и недостаток денежных средств. Лишь небольшой процент пенсионеров, продолжает занимать свои рабочие места или устраивается на менее сложную работу.

Именно поэтому, был создан закон, который раскрывает обязанности совершеннолетних детей по содержанию родителей.

Под действие закона, попадают граждане, вступившие в пенсионный возраст (у мужчин – 60 лет, женщин – 55 лет) и не имеющие возможности, к заработку денег. Он обязывает их детей, ежемесячно выплачивать пособие на проживание и питание.

Размер алиментов, назначают судебные органы, учитывая заработную плату и наличие детей у плательщика.

Те же условия, относятся не только к пенсионерам, но и к людям, имеющим определенную группу инвалидности, вследствие чего, не имеющие способность к работе.

Алиментные выплаты, назначаются по трем критериям:

  • коммунальная плата, квартирная плата, аренда жилья;
  • обеспечение питания;
  • покупка лекарственных средств.

Чтобы требовать выплат с детей, необходимо предусмотреть несколько обязательных условий. А именно:

  • совершеннолетие;
  • подтверждающие документы, в которых указана родственная связь (Свидетельство о рождении);
  • дееспособность и психическое здоровье плательщика;
  • доказательство нужды родителей, в материальной помощи.

Взыскание платы, может происходить как при согласовании с плательщиком (на добровольной основе), так и через судебный процесс. Для последнего варианта, необходимо подать исковое заявление в суд, на выплату алиментов.

Если же у истца, имеется несколько детей, которые не хотят добровольно выплачивать материальную помощь, то сумма выплат, разделяется между ними, в соответствии со следующими критериями:

  • наличие детей на содержании;
  • заработная плата и общее финансовое положение;
  • дееспособность.

Аннулирование обязательств

Обязанности детей по содержанию своих родителей, возможно аннулировать, если ребенок докажет в суде, что родитель не выполнял своих обязанностей по воспитанию или содержанию.

В качестве подтверждения своих слов, он может пригласить для свидетельских показаний, других родственников и просто людей, хорошо знакомых с их семьей. Так же, в качестве доказательства, может оказаться полезным документ, согласно которому, несовершеннолетний длительное время проживал отдельно от родителей.

Лишение родительских прав, также освобождает от обязанности детей содержать родителей.

Источник: https://zakonsovet.com/semejnoe/prava-i-objazannosti/objazannosti-detej/pered-roditelyami.html

В госдуму внесли законопроект, по которому опека не сможет забирать детей из семей без решения суда. но может стать только хуже

Есть ли закон обязывающий детей делать что то

Совет Госдумы 14 июля одобрил пакет законопроектов, который вносит изменения в Семейный кодекс РФ. Среди них — проект, ограничивающий изъятие детей изсемьи без решения суда. Сейчас есть способы сделать это внесудебно — по решению органов местного самоуправления или акта о безнадзорности, составленного полицией. 

Руководители благотворительных организаций, работающих с проблемой сиротства, рассказали ТД, как в России сейчас происходит процедура изъятия детей из семей и почему новый законопроект не только не решит существующие проблемы, но и может усугубить ситуацию.

Перед началом рассмотрения по существу иска органов опеки об ограничении прав родителей Антон Новодережкин / ТАСС

Замаскированное изъятие

Регламентирует изъятие детей из семей в России статья 77 Семейного кодекса (отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни или здоровью).

 Согласно ей, социальные работники могут изъять детей без решения суда, если получат подписанный акт от органов исполнительной власти или главы муниципалитета.

Но специалисты из НКО указывают, что органы опеки пользуются и другими методами для отбирания детей из семей.

По словам руководителя благотворительной организации «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елены Альшанской, изъятий по 77-й статье немного, опека часто обходит ее, потому что работать по ней сложно: нужно уведомить об этом прокуратуру и за семь дней собрать в суд пакет документов, чтобы лишить родителей прав или ограничить в них. То есть если опека отобрала ребенка, она обязана лишить родителей прав или ограничить их. Отсюда еще одна причина — органам опеки бывает сложно оценить ситуацию на месте. 

«Сотрудники приходят [домой к семье] и объективно понимают, что не могут за один визит, который длится иногда 20 минут, ну даже если несколько часов, принять решение, действительно ли нет альтернатив и нужно будет потом лишать прав или ограничивать в правах родителей», — говорит Альшанская.

Поэтому органы опеки и попечительства часто используют другие механизмы вместо отбирания. Например, приходят к семье с полицией. И, если принять однозначное решение не получается, полиция составляет акт о выявлении безнадзорного. «Хотя эта ситуация, мягко говоря, на грани фола, потому что никакого безнадзорного при наличии родителей не может быть», — замечает Альшанская.

Также, говорит Елена, повсеместно встречаются случаи, когда родителей вынуждают написать заявление о добровольном размещении ребенка в приюте.

 Ее слова подтверждает директор оренбургского благотворительного фонда «Сохраняя жизнь» Анна Межова.

Фактически перед родителями ставят выбор, объясняет она: либо они подписывают бумаги о добровольном размещении детей в приюте, либо начнется процедура по изъятию детей и лишению родительских прав.

«По факту это не добровольное обращение семей за помощью к государству, а изъятие, оформленное как неизъятие. Это вызывает у людей протест. Надо называть вещи своими именами», — говорит Межова.

Она также указывает на опасность подобных действий опеки в случаях, когда ребенка действительно необходимо забрать из семьи из-за реальной угрозы его жизни и здоровью. «Возьмем, допустим, пьющих родителей, которые жестоко обращаются с ребенком.

Опека их сегодня уговорит отдать ребенка в приют, а завтра они заберут его обратно и изобьют в пьяной драке», — приводит пример она.

В итоге, заключила Альшанская, отбираний детей из семей на основании 77-й статьи не так уж и много. А изъятий, которые проходят по документам как выявление безнадзорного или добровольное размещение в приюте, «полно». «Но именно потому, что они не выглядят как отбирания, мы не можем подсчитать, сколько их на самом деле», — комментирует эксперт.

Нет понятийного аппарата

Даже если отбирание детей происходит по 77-й статье, говорят эксперты, часто оно нарушает права ребенка и не учитывает его интересы.

Проблема в первую очередь в отсутствии понятийного аппарата, говорит исполнительный директор фонда «Измени одну жизнь» Яна Леонова.

В законе, объясняет она, прописывается только то, что опека может усмотреть угрозу для жизни ребенка и принять решение о его изъятии из семьи.

«Но что такое принятие решения в интересах ребенка? Как именно должно выглядеть уклонение от выполнение родительских обязанностей или злоупотребление родительскими правами? Что такое непосредственная угроза жизни и здоровью? Каким образом надо определять, что ребенку грозит смерть в течение конкретного времени? Где эти процедуры, которые позволят определять такие категории? Их нет», — говорит Леонова. 

По словам Леоновой, пока эти процедуры не прописаны, специалисты органов опеки и попечительства зачастую ориентируются на свои представления и личный опыт.

«Плохой достаток, необычный быт, старенькая одежда, плохая успеваемость и поведение ребенка в школе не могут быть основанием для отбирания ребенка. Это является основанием для исследования ситуации и создания плана помощи семье.

К сожалению, мне известны случаи, когда органы опеки не реагируют на тревожные сигналы, потому что “дом красивый, на кухне чисто, дети одеты нормально”», — комментирует собеседница ТД.

Нет социальной поддержки семей

Все опрошенные эксперты сошлись во мнении, что действующее законодательство работает однонаправленно — на изъятие детей, а не на профилактику семей, столкнувшихся с трудностями.

«Если опека приняла решение об отбирании ребенка по какой бы то ни было причине, она будет подавать в суд на ограничение или лишение прав родителей, потому что того требует закон. Это не выбор опеки, не индивидуальное рассмотрение каждой ситуации, это просто формальная обязанность», — высказалась Альшанская.

Сама процедура отбирания весьма жестокая, беспощадная и к матери, и к детям, считает Леонова. По ее мнению, даже если ситуация была угрожающей жизни и здоровью детей, ребенок имеет право на объяснения, куда и почему он уезжает, почему это произошло.

«И в острых ситуациях, когда взрослые в семье ведут себя неадекватно и представляют угрозу не только для ребенка, но и для специалистов, ребенок заслуживает очень деликатного объяснения и разговора в спокойной обстановке.

Нашумевшие истории отбирания всегда выглядят одинаково: там бьются взрослые со взрослыми, а на детей не обращают внимания», — рассказала Леонова. 

В идеальном варианте, говорит она, процедура изъятия должна проходить в максимально щадящей обстановке. Ребенку нужно объяснить все происходящее максимально понятно и деликатно. «Первое, что должен сделать специалист, — связаться с родственниками или близкими семьи, чтобы ребенок мог провести какое-то время со знакомыми людьми», — сказала Леонова.

Поможет ли новый законопроект решить проблемы?

«Многолетняя практика применения статьи 77 Семейного кодекса РФ нередко свидетельствует о произвольном вмешательстве органов власти в дела семьи, от чего страдают как дети, так и родители (усыновители, опекуны)», — говорится в пояснительной записке к законопроекту. По предложению его авторов дела об изъятии детей при угрозе их жизни и здоровью должны рассматриваться судом в ускоренном режиме — в течение 24 часов с момента поступления заявления от органов опеки или от полиции. Заседания будут проходить в закрытом режиме.

Альшанская поддержала идею судебного подтверждения изъятия детей, но отдельно подчеркнула, что в новом законопроекте остался неизменным семидневный срок, за который органы опеки должны подготовить документы к судебному заседанию.

По ее мнению, этого недостаточно, чтобы собрать исчерпывающую информацию и провести полноценное социальное расследование о семье.

 «То есть это опять однонаправленное движение на вывод ребенка из семьи, без варианта работать на возвращение, оказывать помощь и вообще объективно принимать решение в нормальный срок, разобравшись в ситуации», — прокомментировала она. 

«Судебное решение об отбирании детей — это мировая практика. Только основывается это решение на очень объемном исследовании ситуации специалистами. Пока у нас нет такой картины, суд, вероятно, будет принимать решение, исходя из своего представления о том, как все должно быть», — поддерживает Альшанскую Леонова.

Она также считает, что авторы законопроекта пытаются некомплексно решить многогранный вопрос: в нем по-прежнему не прописаны особые компетенции представителей полиции, специалистов органов опеки и попечительства, нет алгоритмов изъятия и возможного перечня оснований, не предложена система помощи семье, которая находится в сложной ситуации.

Новый законопроект не изменит ситуацию кардинально, считает Межова. Все будет работать точно так же, «только окончательное решение останется за судами», говорит она. Межова указала, что без хорошего адвоката семьи просто не смогут самостоятельно собрать доказательства того, что «они не такие уж безнадежные». А найти хорошего специалиста в короткий срок невозможно.

«Будет только хуже. Сейчас-то оспаривать решения администраций удается с большим трудом. А когда это будет в виде решений судов, то станет намного сложнее.

В случае изъятия ребенка из семьи это [решение суда] будет ставить практически крест на его возвращении.

Нам нужны не популистские, быстрые решения, которые защитят больше опеку и государство, а взвешенная и продуманная система, которая работала бы на восстановление кровных семей, на раннюю помощь и профилактику кризисных семей», — заключила Межова.

Что необходимо изменить?

Нужно выстроить систему, которая будет тактично и аккуратно разбирать все жалобы, «чтобы органы опеки, с одной стороны, серьезно относились к сигналам о жестоком обращении с ребенком, а с другой — не забирали ребенка во всех ситуациях, которые показались им неправильными, странными», —считает Альшанская. Она добавляет, что причиной отбирания ребенка должно стать только жестокое обращение, насилие со стороны родителей. Неблагоприятные условия жизни или низкий достаток семьи — это сигнал о том, что она нуждается в социальной поддержке.

«Любое вторжение в семью — это сильнейший стресс для всех сторон процесса, — говорит Леонова. — Минимизировать его — одна из основных задач специалистов, которые приходят. В идеальной картине в семью может входить человек, обладающий особыми навыками, компетенциями и полномочиями, который действительно намерен помочь ей справиться с трудностями». 

По мнению Межовой, должен быть определен порядок не только изъятия детей из семей, но и план работы с семьей. Она указывает: семья не сразу становится кризисной и чем раньше начать с ней работу, тем лучше.

«Закон не должен быть однобоким, говорящим только о порядке изъятия. Для нас главное — не изъять детей, а чтобы такие случаи были редкостью и исключением. Нужен большой закон об опеке и попечительстве, который включит в себя все нюансы работы», — заключает Межова.

Источник: https://takiedela.ru/news/2021/07/16/deti-opeka-sud/

О вашем праве
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: